В среду приступил к работе новый правительственный кабинет Франции, сформированный во вторник премьер-министром Манюэлем Вальсом. Ключевым изменением стало назначение нового министра экономики и индустрии — им стал советник президента республики Эмманюэль Макрон, консультировавший главу государства по экономическим вопросам.
Этот пост занимал ранее Арно Монтебур, отставка которого и повлекла за собой переформирование кабинета 25 августа.
В понедельник второй раз за последние полгода и в четвертый за последние два года президент Франции Франсуа Олланд отправил в отставку правительство страны. В марте правящая Социалистическая партия потерпела поражение на муниципальных выборах, набрав около 40,5% голосов. В качестве причин не самого выдающегося результата эксперты называли безработицу, высокие налоги и толерантную политику в отношении мигрантов. Поэтому на местных и европейских выборах серьезно усилились позиции евроскептиков — партии «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен.
В марте правительство возглавил министр внутренних дел Мануэль Вальс. По словам Олланда, в число трех основных задач нового премьер-министра должны были войти «оздоровление экономики, развитие производства и социальная справедливость». Официальная причина отставки мартовского правительства — разногласия Вальса и теперь уже бывшего министра экономики Монтебура. Кроме Монтебура из правительства ушли поддержавшие его министр образования Бенуа Амон и министр культуры Орели Филиппетти — Наджат Валло-Белкасем и Флер Пеллерен. Ближайшие соратники Олланда — глава МИД Лоран Фабиус, министр обороны Жан-Ив Ле Дриан и министр финансов Мишель Сапен — свои посты сохранили.
В последнее время Монтебур последовательно и активно критиковал проводимую правительством политику жесткой экономии. По его мнению, борьба за снижение инфляции и бюджетного дефицита не так важна, как сокращение безработицы в стране — эта проблема вызывает наибольшую озабоченность у французов.
Кроме того, Монтебур обвинил Германию в «одержимости» бюджетной экономией, что подорвало экономический рост в ЕС в целом и во Франции в частности. «Это финансовый абсурд, поскольку, тормозя экономический рост, они из-за снижения занятости мешают достижению собственных целей», — говорил Монтебур.
Монтебур выступал против Германии и раньше. «Франция — свободная страна, которая не хочет выражать навязчивые идеи немецких консерваторов», — передает Die Zeit его выступление на митинге Социалистической партии на востоке Франции. Однако сам Олланд в последнее время ориентировался именно на немецкую экономическую модель, поэтому выпады министра мог воспринять отчасти и на свой счет.
Выборы президента Франции пройдут в мае 2017 года, и пока шансов на переизбрание у Олланда немного. Действующего президента сейчас поддерживают около 17% населения (самая низкая отметка за все время существования Пятой республики), 20% полагают, что Олланд не сможет справиться с экономическим кризисом, а уровень безработицы сейчас превысил 10% — что отнюдь не увеличивает популярность властей.
Французская экономика находится в стагнации уже два квартала подряд, рост ВВП в третьем квартале составит всего лишь 0,2%. В начале августа Франсуа Олланд признал невозможность достичь намеченного ранее роста в 1%. Глава министерства финансов Мишель Сапен добавил, что в 2015 году экономический рост также не превысит 1%, хотя предыдущий прогноз составлял 1,7%. «Лучше признать факты, чем надеяться на несбыточное», — сказал Сапен.
Подобные показатели снижают вероятность сокращения бюджетного дефицита, к которому так стремится французское правительство. Согласно первоначальным прогнозам (и предвыборным обещаниям Олланда в 2012 году), уже в 2013 году дефицит бюджета Франции должен был сократиться до 3% ВВП — максимально допустимого уровня, в соответствии с общеевропейскими нормами. Однако этого не произошло, дефицит составил 4,3%, и возник план экономии 50 млрд евро, представленный премьер-министром в апреле, — для снижения дефицита хотя бы до 3,8%.
С момента начала долгового кризиса еврозоны в 2010 году Германию не раз обвиняли в том, что она не использует собственную мощь — наиболее развитой экономики Европы — для помощи остальным членам ЕС. «Надеюсь, нам удастся убедить европейских партнеров сделать рост приоритетом экономической политики, — цитирует The Local ответ Олланда на вопрос о заявлениях Монтебура. — Мы рады всем, кто разделяет эту идею, вот официальная позиция правительства». Германия пока воздерживается от комментариев относительно ситуации с отставкой французского правительства.
По мнению экспертов, назначение Макрона на пост министра экономики — важный знак для членов Социалистической партии. «Сигнал ясен, — отмечается в редакционной колонке газеты Le Parisien. — Олланд и Вальс избавились от всякой двусмысленности. Вчера завершился переход от социал-демократии к социальному либерализму».