Законопроект «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» был опубликован 26 августа на сайте Минэкономразвития.
«Это предфинальная, но, по сути, финальная версия законопроекта по Крыму. Он уже был внесен в правительство. Сейчас документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. По ее итогам будет подготовлено заключение, а дальше законопроект уже официально утвердят», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус.
В Министерстве по делам Крыма не смогли оперативно предоставить комментарий.
На зону за 100 млн
Согласно документу, свободная экономическая зона (СЭЗ) будет действовать на всей территории Крымского полуострова. СЭЗ создается всего на 25 лет (до этого было предложение установить стандартный для российских особых экономических зон срок в 49 лет). Однако существование крымской СЭЗ может быть продлено по решению правительства. Там будет действовать особый режим предпринимательской деятельности и может применяться процедура свободной таможенной зоны (СТЗ).
Участниками СЭЗ могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в Крыму и работают в туризме, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслях экономики, сферах портовой и транспортной инфраструктуры и в судостроении. Инвестпроекты участников СЭЗ не могут быть направлены на добычу нефти, природного газа, а также оптовую и розничную торговлю.
При этом за три года объем капитальных вложений в инвестпроект должен составлять не менее 100 млн руб. (для малых и средних предпринимателей — не менее 20 млн руб.).
Возможно все
Согласно документу, при реализации инвестпроекта участники СЭЗ освобождаются от уплаты арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет.
На этом, по большому счету, описание конкретных льгот в документе заканчивается.
Так, в части особенностей налогообложения написано всего одно предложение: «На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь могут устанавливаться особенности налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Это представляет собой существенный контраст по сравнению с предыдущими версиями документа, где довольно подробно расписывались налоговые льготы для различных категорий резидентов.
Более детальное изложение содержится в поправках к Налоговому кодексу, опубликованных одновременно с законопроектом.
Для участников СЭЗ предлагается установить нулевую ставку по налогу на прибыль сроком на пять лет. Кроме того, участники крымской СЭЗ будут на десять лет освобождены от транспортного, имущественного и водного налогов.
Также предлагается установить налоговые каникулы сроком на два года для представителей малого и среднего предпринимательства, перешедших на упрощенную и патентную системы налогообложения.
Срок действия этой льготы предлагается распространить до 1 января 2026 года.
Предлагается ввести двухлетние налоговые каникулы и для сельхозпроизводителей, переходящих на единый сельхозналог.
Гораздо менее понятно прописаны условия осуществления банковской деятельности. В соответствующей статье только сказано, что Центральным банком (ЦБ) по согласованию с уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти могут устанавливаться специальные условия осуществления банковской деятельности в Крыму (в том числе в части организации безналичных расчетов, денежного обращения).
Эти условия будут действовать в отношении банков и небанковских кредитных организаций, имеющих лицензию ЦБ и крымскую регистрацию. При этом они не смогут осуществлять деятельность за пределами полуострова.
За размытыми формулировками могут также стоять идеи особого налогового режима для кредитных организаций.
«Закон требует однозначных и ясных положений. Будем ждать поправки. Ясно, что ЦБ будет долго писать [предложения] по Крыму»,
— рассказала председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова.
В ЦБ не смогли оперативно прокомментировать, какие условия все-таки имеются в виду в законе.
Еще одни оставленные без пояснения «особенности налогообложения» коснутся судов, чей порт регистрации находится в Крыму (все морские порты полуострова признаются свободными — на их территории может применяться процедура СТЗ).
Любое право, кроме украинского
В финальной версии законопроекта сохранилась идея особого правового режима. Так, стороны договора, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (за исключением органов госвласти и местного самоуправления), смогут обращаться к любому иностранному праву, в случае если одна из сторон зарегистрирована в Крыму. При этом они вправе сами выбрать орган, в компетенции которого разрешить данный спор.
«Очевидно, что за основу взят пример Гонконга и Макао: эти территории принадлежат Китаю, но он придерживается принципа «одна страна — две системы». Например, в Гонконге по-прежнему применяется британское право, хотя он присоединился к КНР еще в 1997 году», — рассказал «Газете.Ru» партнер King & Spalding Илья Рачков. Однако законопроект по Крыму предусматривает даже большую гибкость.
«Можно применять не только английское право, но и право США, Швейцарии, ФРГ и т.д. Иными словами, стороны договора смогут «экспортировать» любое право, — рассуждает Рачков. —
Такая возможность может привести к так называемому law shopping, то есть искусственному выбору права, никак не связанного с правоотношением, которое оно призвано регулировать. Для этого российской компании только надо будет зарегистрировать юрлицо в Крыму».
Правда, есть вопросы, которые даже в Крыму в обязательном порядке будут курироваться российским правом. «Это, к примеру, относится к сделкам с недвижимостью. Также вполне вероятно, что не получится применить иностранное право в соглашении между акционерами российского акционерного общества», — пояснил Рачков.
Примечательно, что в законопроекте отдельно прописано, что «стороны не могут выбрать в качестве подлежащего применению право, действовавшее на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крыма и образования в составе Российской Федерации новых субъектов».
То есть на полуострове может применяться любое право, кроме украинского.
Юристы считают данную оговорку политически мотивированной, так как по ряду показателей, например в области трудового законодательства, украинское право более гибко, чем российское. К тому же украинское право просто понятнее местным компаниям, которые сейчас находятся в стадии перехода в российское законодательное поле.
Иностранцам по 1 млн, остальные — на полторы ставки
Отдельно в законопроекте прописаны условия работы иностранцев. Если они признаются высококвалифицированными специалистами, их зарплата не может быть менее 1 млн руб. в год. Данное предложение взято из ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», где предлагается платить 1 млн руб. резидентам промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон (для технико-внедренческих зон зарплата составляет 700 тыс. руб.).
Примечательно, что по данному закону для прочих иностранных специалистов зарплата составляет 2 млн руб., тогда как зарплатная вилка для иностранцев в «Сколково» вообще не ограничена.
При этом среднемесячная зарплата работников, занятых в реализации инвестпроектов, должна быть выше на 50% вознаграждения обычного работника, занятого в соответствующей отрасли. «Данное ограничение связано с тем, что под инвестпроекты будут давать налоговые льготы. И теоретически это должно сократить число заявок на преференции», — считает член координационного совета «Деловой России» Сергей Габестро.
Также в Крыму будет действовать упрощенный визовый режим. Все иностранцы, желающие так или иначе обсудить вопросы сотрудничества, могут рассчитывать получить визу прямо на границе при въезде на территорию Крыма. Там же смогут оформить однократную визу сроком до 30 дней иностранные туристы.