Крупнейший в мире производитель сетевого оборудования Cisco Systems Inc. отказал российской IT-компании «Элекард» в поставке коммутаторов, сочтя их продукцией двойного назначения. Об этом сообщил глава российской компании Андрей Поздняков.
Предприниматель опубликовал на своей странице в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) копию письма от представителя Cisco в Нидерландах (курирует поставки оборудования в страны Европы, Ближнего Востока и Африки), в котором тот объясняет отказ «Элекарду» на приобретение коммутаторов модели WS-C3750G-48TS-S. Эта модель входит в серию оборудования Catalyst 3750, позволяющего организовать соединение со скоростью 32 Гбит/с.
«К сожалению, ЕС ввел санкции на поставку в РФ продукции двойного назначения. Запрашиваемая вами модель подпадает под категорию двойного назначения. Поэтому в настоящий момент мы не можем удовлетворить запрос», — говорится в письме, опубликованном Поздняковым. Глава «Элекарда» особо отметил, что в запросе речь шла о покупке подержанных коммутаторов.
Представители российского отделения Cisco заявили «Газете.Ru», что пока не комментируют сложившуюся ситуацию.
По оценкам экспертов, на продукции Cisco в России построено как минимум 60% телекоммуникационных сетей. Оборудование Cisco использует большая тройка сотовых операторов, а также почти все крупнейшие госкомпании и госбанки, включая «Газпром», «Роснефть», Сбербанк и ВТБ, Минобороны, ФСБ и Федеральную службу охраны (ФСО).
Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников рассказал «Газете.Ru», что спрос на оборудование удовлетворяется в полной мере, в том числе со стороны Cisco: «Все вопросы решаются в рабочем порядке».
Пресс-секретарь «Мегафона» Олеся Еременко заверила «Газету.Ru», что в компании нет сложностей с поставками. «Мы используем оборудование в своей сети разных поставщиков, в том числе Cisco. В рамках технической политики компании мы стремимся применять максимально стандартизованные технические решения и иметь на каждом уровне сети оборудование нескольких производителей», — добавила она.
От возможного отказа Cisco поставлять оборудование в Россию никто не пострадает, уверен начальник отдела по работе с регистраторами Координационного центра национального домена сети интернет Георгий Георгиевский. «Существуют другие производители и поставщики оборудования, которые поставляют похожее оборудование с тем же набором функций», — сообщил он «Газете.Ru».
Ранее источник на рынке телекоммуникаций рассказал ряду СМИ, что российские компании начали сталкиваться с бюрократическими проволочками. В частности, поставщики оборудования требуют более объемную документацию, однако это напрямую не препятствует поставкам.
С 1 августа вступили в силу новые экономические ограничения ЕС в отношении России. Странам Евросоюза запрещается обеспечивать финансирование российских компаний, связанное с военной деятельностью. Запрещается импорт, покупка и транспортировка странами ЕС российских вооружений, военного оборудования, военных машин и запасных частей. Кроме того, запрет введен на продажу, поставки, передачу или экспорт всех товаров и технологий двойного назначения. О введении санкций в отношении российских компаний объявили также Австралия, Япония и Канада.
Ранее сообщалось, что с 1 марта ряд американских производителей оборудования уже прекратили поставки в Россию из-за отказа министерства торговли США в выдаче лицензий на экспорт и реэкспорт в РФ сложного технологического оборудования, способствующего увеличению военного потенциала РФ. Так, компания Juniper с апреля уже прекратила поставки оборудования в российские силовые структуры – МВД и Министерство обороны.
Около 90% сетей связи в РФ используют импортированное телекоммуникационное оборудование. Для США Россия и Китай являются самыми крупными потребителями экспортируемой телекоммуникационной продукции. Эксперты оценивают доходы Cisco на российском рынке не ниже $600 млн, из них $150 млн являются прибылью от государственного сектора.
Прекращение поставок американской продукции на российский рынок может привести к тому, что нишу экспорта займут китайская компания Huawei и французская Alcatel-Lucent. Кроме того, депутаты Госдумы хотят перевести госкомпании на отечественный софт, а ФСБ — обязать отслеживать юридические лица на предмет безопасности используемого программного обеспечения. Соответствующие поправки к закону о госзакупках (44 и 223 ФЗ) на сегодня находятся в стадии рассмотрения.