«Промышленность США все еще уступает глобальным конкурентам» — с таким заголовком вышла во вторник газета The Wall Street Journal. «Сланцевая революция» дала надежду на восстановление промышленности США за счет снижения цен на энергоресурсы. Но пока производители США проигрывают конкурентам из Азии и Европы, констатирует автор материала издания.
Дефицит торгового баланса в первом квартале составил $371,59 млрд, что больше, чем за тот же период годом ранее ($354,64 млрд). Импорт увеличился на 3,3%, экспорт тоже вырос, но на 2,6%. При этом экспорт промышленных товаров (исключающий статьи по экспорту нефти и угля) вырос на 0,8%, что гораздо ниже, чем рост в 2013 году (2,1%).
При этом четыре года назад президент США Барак Обама поставил цель – удвоить экспорт из США за пять лет.
Чтобы добиться этого, в 2014 году экспорт должен был составить $3,16 трлн. Однако, по прогнозу компании IHS Inc., он составит $2,34 трлн в текущем году и $2,51 трлн в 2015 году. Министерство торговли США объясняет недостаточно быстрые темпы роста «неподконтрольными ему глобальными макроэкономическими факторами».
«Без устойчивого роста экспорта США не смогут достичь тех высоких показателей развития, которые им прочили. Добиться роста экспорта сложно, поскольку Китай и прочие страны проводят агрессивную экспортную политику, а США потеряли навыки производства, годами намеренно выводя его за рубеж, — сокрушается WSJ. – Китай – не единственный победитель в этой гонке».
Разница между экспортом и импортом товаров (сальдо торгового баланса) увеличилось в первом квартале в пользу трех ведущих экономик ЕС – Германии, Франции и Италии.
«Сланцевая революция» — это переход на добычу нефти и газа при помощи новых методов, таких как горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Датировать ее принято концом 2000-х – началом 2010-х. Так, добыча сланцевого газа в США выросла с 54 млрд кубометров в 2007 году до 319 млрд кубометров в 2013 году. Для сравнения, весь российский экспорт природного газа в 2013 году составил порядка 230 млрд кубометров. Сопоставимые темпы демонстрирует добыча легкой нефти из низкопроницаемых коллекторов, в 2013 году она составила 2,3 млн баррелей в сутки, тогда как суточная добыча крупнейших мировых экспортеров нефти, России и Саудовской Аравии, составляет по 10 млн баррелей. Это дало снижение цен на энергоносители и на производные.
Предприятия в Германии, по данным Международного энергетического агентства, платят за электроэнергию в 2,4 раза больше, чем их американские коллеги.
По мнению ряда американских экономистов, время для отдачи от «сланцевой революции» просто еще не пришло. Эффект может быть отложенным. По словам экономиста IHS Майкла Монтгомери, более дешевые энергоносители и сокращающее социальное неравенство – это факторы замедленного действия, которые не успели сказаться на торговом балансе. К тому же часть ввозимого импорта – это явно инвестиции в развитие промышленности США, речь идет о стали и оборудовании.
В Boston Consulting Group отмечают, что рост зарплат в США минимален, в то время как в Китае ускоряется, сокращая разрыв между конкурирующими экономиками, – добавьте сюда расходы на транспортировку и прочие сопутствующие издержки, и окажется, что производство некоторых товаров на территории США по цене сопоставимо с произведенными в Китае. Опрос BCG среди крупного американского бизнеса, проведенный в конце 2013 года, показал, что более 50% американских компаний с годовым оборотом свыше $1 млрд планировали начать возвращать производственные мощности из Китая в США или активно изучают этот вопрос. Исследователи констатировали, что решоринг — процесс возврата ранее выведенных за рубеж производств — становится тенденцией.
Американские компании начали сокращать инвестиции и даже выводить производство из КНР и возвращать его в США, констатировала Американская торговая палата в Китае в ежегодном отчете по состоянию делового климата в КНР в июне 2014 года.
Серьезно полагаться на «сланцевую революцию» США не стоит, считают российские эксперты. Снижение внутренних цен на газ – временный эффект. «Цены снизились не из-за того, что новый метод добычи более дешев. Это не дешевый способ. Просто возник избыток предложения газа на внутреннем рынке из-за резкого увеличения добычи, но он просуществует только до тех пор, пока не будет налажен экспорт, либо объем добычи не снизится за счет ухода производителей работающих в минус», — отмечает руководитель департамента по управлению активами ИК «Третий Рим» Александр Варюшкин.