Сами по себе инвестиции в алкоголь не новы, однако до недавнего времени главным объектом коллекционирования оставались винтажные вина. По данным отчета Knight Frank, раритетные Bordeaux были вторым по популярности объектом коллекционирования среди богачей с состоянием свыше $30 млн после предметов искусства. Но в последние годы этот рынок переживает не лучшие времена: с 2008 года индекс Liv-ex 100 (самый популярный индекс вина, куда входят 100 главных вин инвестиционного качества) сократился на 2%.
ПОВЫСИТЬ ГРАДУС ИНВЕСТИЦИЙ
Это заставило многих коллекционеров «повысить градус» инвестиций. «Меня все чаще спрашивают, можно ли купить пару ящиков виски, чтобы потом их продать с двойной выгодой», — цитирует Bloomberg эксперта и владелицу бутика виски Хизер Грин.
На самом деле доходность может быть и пятикратной. В среднем с 2008 года 100 топовых односолодовых виски обеспечили доходность в 440% (по данным шотландской компании Whisky Highland, которая рассчитывает индекс Investment Grade Scotch).
ПРАВИЛО ДВУХ БУТЫЛОК
Одним из негласных принципов среди коллекционеров виски остается правило двух бутылок: инвестор старается купить две бутылки раритетного виски, чтобы одну распить, а другую оставить про запас. «Если я до своей кончины не выпью половину коллекции, то дети точно продадут мой виски. Кто-то делает это только ради денег, но точно не я», — цитирует The Wall Street Journal ректора Университета Небраски в Омахе Би. Джи. Рида, чья коллекция насчитывает порядка 500 бутылок янтарного напитка.
С ним согласен девелопер из Атланты Махеш Патель, который за последние 25 лет собрал по всему миру более 5 тыс. бутылок виски (сейчас его коллекция застрахована на $6 млн). «Я всегда покупаю по две бутылки. Одну, чтобы открыть и насладиться напитком, другую – отложить, если она действительно редкая», — рассказал Патель. Единственное исключение он сделал для Dalmore Trinitas 64-летней выдержки. В 2010 году он купил две бутылки за $166 тыс. Всего их было выпущено только три.
«За последние три года цены так выросли, что теперь я все чаще сомневаюсь, стоит ли мне самому пить винтажный виски», — сказал Аарон Чань, чья коллекция насчитывает 500 бутылок. В качестве примера он привел свою сделку двухлетней давности. Тогда в афинском магазине он купил за $774 бутылку японского Hanyu Ichiro Malt из серии «Карты». На прошлой неделе на аукционе в Гонконге бутылка из той же коллекции была продана в 14 раз дороже.
ПОЧЕМУ ВИСКИ ЛУЧШЕ ВИНА
Самая дорогая сделка на рынке раритетного виски была зафиксирована в январе этого года. На аукционе Sotheby's с молотка ушел 6-литровый декантер скотча Macallan за $630 тыс.
Рынок раритетного виски гораздо меньше винного, однако первый является быстрорастущим, тогда как второй сокращается. По данным журналов Wine Spectator и Whisky Highland, аукционные продажи виски составляют всего $7,5 млн против $337 млн у вина. Однако еще в 2008 году на аукционах продавалось всего 1,5 тыс. бутылок, тогда как в прошлом году их уже было продано более 20 тыс. штук. По прогнозам, к 2020 году объем годовых продаж виски может вырасти до $27 млн.
Несмотря на столь значительный разогрев рынка, коллекционеры уверены, что до «пузыря» еще далеко. Дело в том, что производители, даже если захотят начать штамповать коллекционные выпуски, просто не успеют так быстро среагировать на рост: даже стандартные Glenfiddich и Glenlivet, которые можно купить в магазинах duty-free, требуют 12-летней выдержки, тогда как инвестиционные виски намного старше. «Есть еще 10–15 лет, прежде чем предложение на редкий скотч удовлетворит растущий спрос», — считает Рикеш Кишнани, гендиректор фонда Platinum Wines, который в июне привлек $4 млн на создание первого в мире фонда виски. Кроме того, производителей виски просто меньше: 100 дистиллерий в Шотландии против 8 тыс. виноделов в Бордо.
Специалисты отмечают, что коллекционировать виски в итоге гораздо дешевле, чем вино. Винным коллекционерам приходится строить специальные погреба для хранения, так как выдержанное вино довольно капризно. В то же время виски гораздо меньше подвержен воздействию света и температуры и не требует особых условий для содержания. Наконец, для инвестиций в виски не нужно быть миллионером: в 2004 году бутылка Ardbeg Very Young стоила всего £25, тогда как сейчас ее цена выросла до £150–200.
ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Эксперты выделяют несколько правил для тех, кто все-таки решился на инвестиции в коллекционный виски. Главным из них является то, что бутылка должна быть по-настоящему редкая. «Не стоит идти в обычный магазин. Даже если там выставлен виски 10-, 12-, да хоть 80-летней выдержки, скорее всего, это не из ограниченной коллекции. Такие создаются каждый год. Лимитированной коллекция может считаться до 10 тыс. бутылок. Люди их выпивают, а когда их становится в обороте все меньше, то цена идет вверх», — цитирует сайт Minyanville Махеша Пателя (сам он предпочитает выпуски до 500 бутылок).
Также коллекционеры советуют выбирать проверенных и популярных производителей вроде Macallan и Glenfiddich. Они высоко оценены в рейтинге Whisky Highland (это значит, что у их коллекционных виски отличные показателе по цене и доходности).
Но еще лучше, если удастся раздобыть бутылку из так называемой «тихой дистиллерии», то есть уже закрывшегося завода. Идеальна в этом плане, к примеру, шотландская дистиллерия Port Ellen, которая закрылась в 1983 году. В прошлом году бутылка ее виски 1978 года была продана почти за $2,5 тыс.
Коллекционеры предупреждают, что, несмотря на бурный рост рынка в последние годы, инвестиции в виски остаются все-таки долгосрочными (обычный период составляет 10–12 лет). Но даже если вы прогадали с бутылкой, ее всегда можно открыть и запить неудачную сделку. Тем более что купить обычный виски, для распития, а не для коллекции, в России может вскоре стать не так-то просто. Приобрести заветный алкогольный напиток вам могут помешать запреты российских ведомств, в последнее время настроенных резко против зарубежных крепких алкогольных напитков.