Цены на газ в Европе после стабильного пятилетнего снижения резко пошли вверх. По данным Bloomberg, фьючерсы на газ в Великобритании за последние шесть недель подорожали на 18%. Причем после мягкой зимы-2013/14 газовые цены в Британии, считающиеся общеевропейским индикатором, снижались до минимальных значений с 2010 года.
Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко поясняет, что цены в первом полугодии снижались не только из-за теплой зимы, но и из-за того, что Европа, обеспокоенная спором «Газпрома» с украинским «Нафтогазом» по поводу задолженностей, более активно заполняла свои хранилища российским газом. Поэтому цены спотовых (разовых) контрактов в Европе снижались, так как росли накопленные запасы газа, полученного по долгосрочным контрактам с «Газпромом».
Однако затем на Украине начались военные действия, и резкий рост цен связан именно с обострившейся ситуацией.
В частности, с рисками, что украинские власти могут запретить транзит российского газа в Европу через свою территорию. Законопроект, позволяющий перекрыть транзит энергоресурсов, Верховная рада Украины приняла на прошлой неделе. Это одна из 29 мер, которые Киев может применить к России в качестве санкций.
После того как «Газпром» из-за долгов (на данный момент $5,3 млрд) в июне перевел «Нафтогаз Украины» на предоплатную схему поставок, Киев перестал получать российский газ, однако транзит в Европу сохраняется на уровне примерно 170 млн кубометров в сутки. В прошлом году «Газпром» экспортировал через Украину почти 50% всех своих европейских поставок. По данным «Укртрансгаза», объемы транзита достигли 86 млрд кубометров из 161 млрд кубов, которые Россия поставила в Европу. Годовые затраты «Газпрома» на оплату транзита составляют около $4 млрд.
«Рост газовых цен в Европе лишний раз подтверждает, что спотовые цены очень зависимы от поставок, заключенных по долгосрочным контрактам, в том числе из России, — указывает Мищенко. — И если транзит через Украину будет перекрыт, цены вырастут еще больше».
Вариантов замещения российского газа у Европы немного.
Традиционные поставщики газа из Африки — Алжир и Ливия — сейчас, по словам Мищенко, не могут нарастить поставки. Норвегия, основной европейский производитель, снижает добычу, да и в любом случае могла бы обеспечить только близлежащие страны, в то время как, например, Балканы оказываются практически полностью отрезанными от поставок.
Российский Фонд национальной энергетической безопасности в своих материалах отмечает, что в 2013 году Болгария получила через Словакию и Словению (и, соответственно, через Украину) почти 100% газа, Австрия, Греция, Чехия и Хорватия более 50%, Италия — более 40%. И только Польша и Румыния были не столь зависимы от Украины. Правда, в 2014 году ситуация несколько изменилась — Чехия и Словакия теперь получают газ через газопровод «Северный поток».
В июле эксперты МВФ предупреждали, что в короткие сроки Россия сможет перенаправить по другим каналам лишь около 40% украинского транзита. Это может быть сделано за счет использования на полную мощность трубопроводов через Белоруссию и трубы «Северный поток». Впрочем, что касается последнего, этому мешают сами европейцы.
Сейчас СП загружен примерно наполовину, так как Еврокомиссия не позволяет «Газпрому» увеличивать долю своего газа в газопроводе OPAL (Германия), который является продолжением «Северного потока» в Европе.
Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач говорит, что в случае прерывания транзита необходимость в наращивании поставок через OPAL действительно возникнет. При этом эксперт отмечает, что у стран Евросоюза есть неиспользованные мощности и для приема сжиженного газа (СПГ). Однако в случае перехода на сжиженный газ Европе, чтобы перекупить СПГ, идущий на азиатские рынки, придется заплатить на $100–150 больше, чем в случае трубопроводных поставок, цена которых сейчас составляет $360–380 за 1 тыс. кубометров.