Вскоре после того, как Россия объявила о запрете на импорт продовольствия из ряда стран, Александр Лукашенко заверил своего российского коллегу Владимира Путина, что его страна исполнит свои обязательства по защите союзного рынка и не допустит транзита запрещенных грузов на территорию России.
«Если Россия закрыла свой рынок для определенных товаров, то мы эти товары транзитом через Беларусь в Россию пропускать не должны», — заявил Лукашенко.
Но сразу же оговорился, что белорусские власти не планируют вводить аналогичные меры относительно европейских товаров.
«Это наше внутреннее дело. Нужны нам польские яблоки — мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка. Нужны какие-то немецкие деликатесы — также приобретаем для внутреннего потребления», — уточнил глава Белоруссии.
Но пока белорусские и российские чиновники от АПК обсуждают увеличение поставок белорусского продовольствия в Россию, белорусские предприниматели уже разработали схемы разного уровня «серости», позволяющие заработать на неожиданном эмбарго.
Судя по тому, что корреспондент «Газеты.Ru» узнал за последние несколько дней, Белоруссия достаточно быстро может стать просто идеальным местом, чтобы организовать нарушение санкций, особенно учитывая открытую границу между двумя странами.
Вот лишь приблизительный перечень способов, которые позволят белорусам заработать на поставках в Россию запрещенных продуктов питания.
«Народный транзит»
Самый простой способ, отлично отработанный белорусами еще в середине 90-х. Это совсем мелкий бизнес, но его совокупный объем может быть очень велик. Предприниматель берет автобус, в Вильнюсе или польском Белостоке набивает его попавшими под запрет европейскими деликатесами (там они стоят в 2–3 раза дешевле, чем в Минске), после чего отправляется в Смоленск или Брянск. Там товар сдается местным перекупщикам.
Собственно, белорусы и сегодня активно закупаются подобным образом — это просто выгодно. Так, жители Гродно и Бреста — постоянные посетители гипермаркетов в Белостоке, а минчане массово едут в Вильнюс. Теперь же ниточка «народных закупок» просто протянется дальше — к российской границе.
Приграничные магазины
В некотором смысле это обратная сторона предыдущего способа. Ассортимент магазинов в небольших белорусских городках у российской границы быстро расширится и обогатится за счет тех самых европейских деликатесов.
Витебск, Орша, Мстиславль, Костюковичи, Гомель — в любой из этих городов россияне запросто могут ездить за покупками по выходным
точно так же, как сами белорусы массово ездят в Вильнюс и Белосток.
«Белорусские» яблоки
Без польских и голландских яблок Россия, несмотря на эмбарго, не останется. По официальной версии, Россия закрылась для польских яблок, но готова покупать белорусские.
Для удовлетворения спроса на белорусские фрукты где-нибудь в Бобруйске регистрируется совместное предприятие.
С белорусской стороны учредители — два садоводческих хозяйства, с польской — 50 таких хозяйств, скажем, из Познани.
Далее формируется товарная база предприятия: пять ведер белорусских яблок и два эшелона с яблоками из садов из-под Познани. Все это законно маркируется как белорусская продукция — предприятие-то белорусское. Далее яблоки отправляются в Россию.
Сегодня в Белоруссии работают сотни агропредприятий, специализирующихся на выращивании овощей и фруктов, а также торговле ими. И любое из них может стать перевалочной базой для поставок европейских продуктов в Россию.
Шумит белорусское море
В Белоруссии работают два предприятия — «Санта-Бремор» и «Белрыба», входящие в число крупнейших рыбопереработчиков в Европе. У обоих предприятий сотни наименований продукции, причем основная — это консервы из морской рыбы.
Сельдь, лосось, семга, форель, различная икра, кальмары, креветки, осьминоги, мидии — все это поставляется в магазины не только Белоруссии, но и Польши, Литвы, Украины, России под маркой «Сделано в Беларуси».
Понятно, что сырье для белорусских предприятий привозится из множества разных стран. Нет сомнения, что сейчас оба предприятия резко нарастят производство и поставки своей продукции в Россию.
Хамон по-мински
Различная мясо-молочная продукция — основа белорусского продуктового экспорта. В Белоруссии действуют десятки таких предприятий, как, к примеру, СПК «Агрокомбинат Снов», который выпускает сотни наименований мясной продукции.
Любое из этих предприятий без труда создаст СП, скажем, с испанскими производителями — собственно, такие альянсы существуют и сегодня. Так что вполне можно ожидать появления в российских магазинах белорусского хамона испанского происхождения.
Заверните сыр
Сыр — один из основных экспортных продуктов Белоруссии. И за последние годы белорусские производители освоили производство множества новых сортов сыра, а практика лицензирования торговых марок существовала всегда.
Ничто не помешает, скажем, производителям австрийских сыров «Моосбахер» или «Шлосскезе» предоставить право использования своей торговой марки тому или иному белорусскому предприятию.
А бизнес по переупаковке имеет очень высокую рентабельность.
Чье мясо съели
Один из крупнейших производителей мясопродуктов в Белоруссии — компания «Инко-Фуд», которой владеет польский бизнесмен Кшиштоф Михал Стемпень. Значительная часть продукции «Инко-Фуд» традиционно поставляется в Россию.
Ранее основным сырьем для собственного производства было польское мясо. Но в последние два года «Инко-Фуд» инвестировал в создание собственной мясной базы, купив два белорусских сельхозпредприятия и небольшую птицефабрику.
Понятно, что теперь поставки «Инко-Фуд» в Россию резко вырастут, а вот чье это будет мясо — белорусское или польское, — разобраться будет крайне сложно.
Любая из описанных выше схем вряд ли будет сколько-нибудь серьезно преследоваться или пресекаться белорусскими властями. Причина проста: сальдо внешней торговли Белоруссии стабильно отрицательное и страна постоянно испытывает дефицит валюты — белорусы вывозят ее намного больше, чем ввозят.
Вообще же белорусские власти давно научились использовать статус транзитной страны для организации разного рода «серых» схем. В середине 90-х, к примеру, фонд Махмуда Эсамбаева прославился поставками транзитом через Белоруссию на российский рынок без уплаты таможенных пошлин эшелонов окорочков, свинины, сахара и других продуктов питания.
А в 2012 году грандиозный скандал разгорелся, когда выяснилось, что бензин, произведенный из российской нефти, поставлялся в Западную Европу под видом «разбавителей» и «растворителей». Такая схема позволяла белорусской стороне избежать уплаты пошлин в российский бюджет, дополнительно заработав не один миллиард долларов.