Введены очередные санкции в отношении России. На этот раз со стороны Японии. Правительство Синдзо Абэ во вторник официально одобрило санкционный список, сообщило агентство Kyodo.
Санкции предусматривают замораживание банковских счетов физических и юридических лиц. Они распространяются на 40 человек, «непосредственно связанных с аннексией Крыма и дестабилизацией обстановки на Украине», а также на крымские компании «Черноморнефтегаз» и «Феодосия». Кроме того, Япония ограничивает импорт крымских товаров. Решение вступило в силу с 5 августа.
Это уже вторые ограничения со стороны Японии: в апреле государство запретило 23 российским чиновникам въезд на свою территорию. Тогда список так и не был опубликован. О том, что готовится второй шаг, Япония сообщила несколько дней назад. «Мы ведем подготовку к принятию дополнительных мер, включая замораживание банковских счетов. Мы собираемся реагировать соответствующим образом, делая акцент на сотрудничество с партнерами по «семерке», — заявлял 30 июля генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга.
Теперь Суга отметил, что, несмотря на санкции, Япония готова к диалогу с Россией и надеется поспособствовать мирному урегулированию конфликта.
Под новые санкции, по данным ИТАР-ТАСС, подпали, в частности, бывший президент Украины Виктор Янукович, врио главы Крыма Сергей Аксенов, советник председателя совета министров Крыма Рустам Темиргалиев, прокурор Республики Крым Наталья Поклонская, командующий ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Стрелков, премьер-министр ДНР Александр Бородай.
Компания «Черноморнефтегаз» — одно из бюджетообразующих предприятий в Крыму.
С мая 2014 года — часть топливно-энергетического комплекса России. Она занимается разведкой, освоением и разработкой месторождений нефти и газа в крымском секторе Черного и Азовского морей, подготовкой углеводородного сырья, его транспортировкой и хранением. Именно «Черноморнефтегаз» отвечает за снабжение природным газом потребителей Крыма.
Поскольку компания не вовлечена в международные отношения, эффект именно от этих санкций будет незначительным.
«Эта компания на международной арене не представлена. Она ничего на экспорт не отправляет, а обеспечивает регион, — подчеркивает аналитик по нефти и газу Альфа-банка Александр Корнилов. — Вопрос экспорта для «Черноморнефтегаза» — это скорее вопрос перспективы, когда они смогут нарастить объемы добычи до того, чтобы что-то экспортировать».
Зато у Японии и России есть совместные проекты в энергетической сфере. Так, японские Mitsui и Mitsubishi вместе с «Газпромом» и англо-голландской Royal Dutch Shell участвуют в проекте «Сахалин-2». В мае 2011 года российская компания «Роснефть» рассказала о намерении создать два совместных японско-российских предприятия. О возможности применения секторальных санкций со стороны Японии к сектору нефтегаза пока не сообщается.
Японские санкции обошли сектор автопрома, однако тут могут возникнуть проблемы уже не политического, а экономического характера.
«На Японию приходится 60% общих поставок автомобилей, а на Россию — 70% ввозимого в Японию природного газа, — сказал «Газете.Ru» глава московского представительства Японской ассоциации по торговле с Россией Такафуми Накаи. — Если будут затронуты эти отрасли, это уже будет означать серьезные проблемы». Он также отмечает возможные экономические сложности. «Если снижение курса рубля будет продолжаться, это серьезно скажется на продажах автомобилей», — опасается Накаи.
«У нас внутренний рынок не располагает к росту автопрома. Поэтому может получиться, что кто-то из иностранных производителей может потерять интерес к местной сборке», — говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. Так, концерн Daimler прогнозирует, что падение продаж на российском рынке автомобилей во втором квартале будет выражаться двузначным числом.
Кроме того, даже прямо не затронутые санкциями отрасли косвенно пострадают. «Санкции Японии, как и санкции Канады и Австралии в дополнение к санкциям ЕС и США, подчеркивают неприятие того политического курса, который выбрали мы, и действий, которые мы предпринимаем. Они увеличивают нашу изоляцию от наиболее развитых представителей мирового сообщества, что для нас не позитивно», — отмечает Надоршин.
«Всякое государство предпочитает действовать последовательно в своих внешнеполитических отношениях. И если оно вводит против кого-то санкции, наверно, оно не будет подписывать двусторонние договоры об углублении сотрудничества. Это само по себе нанесет ущерб в тех областях, где санкций нет», — говорит экономист. В таких условиях тяжелее подписывать деловые документы, договариваться о послаблении визового режима для специалистов.
Под угрозой, по словам Надоршина, оказывается сектор высоких технологий, поскольку договоры там сложнее, требуют длительных переговоров и сильно зависят от доверия к контрагенту.
«А это для нас важнее всего именно в отношениях с развитыми странами. Потому что мы хотели снизить свою сырьевую зависимость, в чем, к сожалению, не преуспели, — говорит он. — Это в равной степени справедливо и в отношении нас и японцев, и в отношении нас и канадцев, в отношении нас и ЕС. Потому что у них мы могли бы позаимствовать и опыт, и знания, и все услуги, которые нам нужны, чтобы стать менее сырьевой страной. Да и даже чтоб оставаться сырьевой страной, это нам нужно».
Тем не менее санкции Японии можно считать мягкими. «Как обычно, Япония в санкциях осторожна, — сказал «Газете.Ru» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Они не хотят, что называется, бежать впереди паровоза. Потому что у Японии сейчас непростые отношения с Китаем. Японские власти рассчитывали, что смогут их сбалансировать возможным улучшением отношений с Россией. Сейчас это не получается». И Япония готова поступиться этими отношениями.
«Япония — часть западного сообщества, несмотря на то что территориально находится в Азии. Поэтому она, с одной стороны, пытается не очень обидеть Россию, чтобы она полностью не замкнулась в регионе на Китай. С другой — она не хочет ухудшать отношения с Западом, в первую очередь с США», — полагает Макаркин.
Впрочем, если говорить о приоритетах, то для Японии все-таки важнее Запад. «Поэтому медленно-медленно, но Япония идет навстречу США», — констатирует политолог.
«Япония все еще имеет значительное влияние в Азии, пусть оно и сильно ослабло на фоне экономического подъема Китая. И понятно, что ухудшение отношений с Японией по локальным моментам негативно скажется на отношении с остальными азиатскими государствами. А учитывая наш уклон на Восток в последнее время, нам бы с Японией не ссориться», — говорит Надоршин.
Отношения, которые Япония и Россия кропотливо выстраивали два года, могут пойти прахом после того, как Токио вслед за США и ЕС введет санкции из-за конфликта России и Украины, писала газета Washington Post, когда появились первые анонсы санкций. «Налаживание связи с Россией было одной из главных линий внешней политики Абэ, — замечает эксперт по российско-японским взаимоотношениям токийского отделения Temple University Джеймс Браун, которого цитирует WP. — Но Россия не собирается отступать, поэтому у Японии нет выхода».
Ухудшение отношений подтверждает и то, что Россия откладывает запланированные российско-японские консультации из-за принятия Японией новых санкций против России. «На фоне принятия Токио очередных антироссийских санкций проведение такой встречи считаем неуместным», — говорится в сообщении российского МИДа.