«ЛУКойл» продает свои автозаправки в Восточной Европе. Об этом компания сообщила в понедельник. Речь идет о продаже 44 автозаправочных комплексов в Чехии (их купит дочерняя компания венгерской MOL Slovnaft Ceska Republica) и сетей из 75 АЗК в Венгрии и 19 в Словакии (покупателем выступит венгерская Norm Benzinkut Kft). Как сообщает пресс-служба «ЛУКойла», решение о продаже активов было принято в рамках оптимизации бизнеса в сфере сбыта нефтепродуктов.
Сделки должны быть закрыты до конца 2014 года.
Сумма сделок не разглашается. По словам гендиректора ИК Small Letters Виталия Крюкова, одна АЗС в Восточной Европе стоит около $500–700 тыс. Эксперт указывает, что заправки в этом регионе дешевле, чем в Западной Европе, так как маржа бизнеса невелика из-за стагнирующего спроса на топливо. «После покупки сети «ЛУКойла» в Чехии MOL станет одним из ведущих игроков на чешском рынке, — отмечает Крюков. — Ранее компания уже приобретала в Чехии и Словакии заправки, принадлежащие итальянской ENI. Восточная Европа интересна венграм: это их регион работы».
На прошлой неделе «ЛУКойл» заявил, что продает 100% своей «дочки» «ЛУКойл-Украина», владеющей около 250 АЗС и шестью нефтебазами на территории Украины. Покупателем выступила австрийская компания AMIC Energy Management GmbH. По словам вице-президента «ЛУКойла» Вадима Воробьева, продажа позволит оптимизировать структуру активов и систему управления сбытовой сетью в Восточной Европе, что имеет большое значение для повышения эффективности бизнеса в сфере сбыта нефтепродуктов.
В начале прошлого года «ЛУКойл» продал принадлежащий ему Одесский нефтеперерабатывающий завод. Предприятие было куплено структурами украинского олигарха Сергея Курченко, который считается близким к экс-президенту Украины Виктору Януковичу.
Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов 31 июля заявлял о намерении компании продать часть своих активов в Восточной Европе с тем, чтобы сфокусироваться на российских проектах. При этом он отметил, что санкции Запада в отношении России повлияют на «ЛУКойл» — прежде всего они могут оказать негативное влияние на инвестпрограмму компании. В частности, Алекперов отметил, что ограничение доступа к рынкам капитала увеличит расходы и может снизить инвестиции.
У «ЛУКойла» остались и другие АЗС в Европе, например крупные сети в Бельгии (сеть из более 150 заправок) и Польше (более 80 АЗС). Виталий Крюков полагает, что продажа автозаправочных комплексов в Чехии, Словакии и Венгрии еще не говорит о том, что компания намерена полностью выйти из заправочного бизнеса в Европе. Но при этом эксперт отметил, что «ЛУКойл» может получить большую доходность, если вложит полученные от продажи чешских, словацких и венгерских активов средства в другие, более прибыльные, активы как в России, так и за рубежом.
А вот завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов говорит, что, с учетом политических рисков, можно предположить, что «ЛУКойл» продаст и оставшиеся АЗС в Европе.
«Тем более что компания ранее говорила, что более заинтересована в добывающих активах — например, в Ираке», — добавляет он и напоминает, что в Ираке «ЛУКойлу» принадлежат 75% в проекте добычи нефти на месторождении Западная Курна-2 (запасы около 1,9 млрд тонн нефти).