То берег левый нужен им, то берег правый
В новый санкционный перечень ЕС попали порты Керчи и Севастополя, а также судоходная компания «Керченская паромная переправа» (переправа «Крым-Кавказ»). В качестве основания для принятия санкций значится «национализация в условиях нарушения законов Украины».
Юридическое лицо «Керченская паромная переправа» в данный момент в документах не фигурирует (соответствующее название использовалось в период принадлежности Крыма Украине). В настоящее время единым оператором перевозок для транспортного обслуживания полуострова Крым является созданная в мае АНО «Единая транспортная дирекция» (в санкционном списке не значится). Керченская переправа на сегодня является основным связующим звеном Крыма и России, именно через нее в разгар сезона переправляются многие туристы, а также идет ряд грузовых поставок из России.
С апреля этого года (момента присоединения России к Крыму) более 900 тыс. пассажиров пожелали воспользоваться Керченской переправой, и действующие паромы с трудом справляются с нагрузкой. Сейчас на маршруте их семь, причем четыре грузовых парома курсируют по маршрутам Новороссийск — Феодосия, Геленджик — Керчь и Темрюк — рыбный порт Керчи. «Принятые меры позволили в 4,5 раза увеличить пропускную способность на переправе в части перевозок автомобильного транспорта и в 3 раза по количеству перевозимых пассажиров», — отметил на днях министр транспорта РФ Максим Соколов.
В последние дни на маршрутах работают вместительные греческие и итальянские паромы, которые существенно облегчили ситуацию с очередями на Керченской переправе.
Время ожидания на Керченской переправе, по данным «Единой транспортной дирекции», составляет 4 часа (ранее превышало сутки).
В частности, по направлению Керчь — Темрюк курсирует итальянский паром ROBUR. По направлению из порта Кавказ в порт Керчь работают два греческих парома: «Олимпиада» (ранее — «Дориус») и «Ионас» (оба совершают маршруты под кипрским флагом). Претензии к участию этих паромов к переправе не раз предъявляли украинские СМИ. Впрочем, работать паромы после официального объявления о санкциях не перестали. По данным сайта marinetraffic.com, который отслеживает движение судов через космические спутники, за субботу — первый день после объявления нового списка санкций — «Ионас» и «Олимпиада» сделали четыре рейса порт Кавказ — порт Крым — порт Кавказ и продолжают работать в воскресенье. ROBUR же один раз в течение субботы переместился из порта Темрюк в рыбный порт Крыма.
Однако после наложения санкций греческие и итальянские компании не должны обслуживать этот маршрут, и ситуация с транспортным снабжением рискует снова стать крайне напряженной.
В документах ЕС, касающихся санкций, связанных с событиями на Украине, однако, оговаривается, что контракты, заключенные до вступления в силу ограничений, пересмотру и заморозке не подлежат. Уточнить точный срок действия соглашений с европейскими паромными перевозчиками в выходные не удалось.
В дальнейшем сложности могут коснуться и технической стороны работы портов, в частности спецоборудования, которое может зависеть от европейского сервисного обслуживания и деталей. «Севастопольский порт оснащен современным оборудованием, перегрузочными машинами и механизмами, обеспечивающими переработку навалочных грузов, металлолома, леса, тарно-штучных и пакетированных грузов. Это основные грузопотоки, проходящие через порт», — сообщается на сайте порта.
Кроме того, скорее всего, в результате введения санкций Россия не сможет пользоваться этими портами для экспортных целей.
Например, через севастопольский порт проходят многие экспортные поставки — в частности, уголь и лес. В Керченском торговом порту, по данным официального сайта предприятия, также существует перегрузочный комплекс, есть паромная переправа Керчь — порты Грузии (Поти, Батуми), построен комплекс по перевалке сжиженного газа мощностью более 500 тыс. тонн в год.
Однако сейчас эти порты находятся, по сути, в замороженном состоянии. «Им не грозит даже отказ от европейского оборудования, которого, по сути, там и нет. При этом их оборот все равно так или иначе зависит от России и Турции», — полагает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.
По информации, опубликованной на официальном сайте Керченского порта, в порт регулярно заходят иностранные круизные компании.
Теперь эти перевозки могут быть ограничены.
Без вина виноватые
Кроме санкций против портов ЕС ввел санкции против агрофирмы «Магарач», производственно-аграрного предприятия «Массандра», компании «Азовский ликероводочный завод» и завода шампанских вин «Новый свет». В пояснениях к принятым мерам введение санкций объясняется тем, что 9 апреля президиум парламента Крыма одобрил решение по национализации имущества предприятий агропромышленного комплекса, которые находятся на территории Крыма.
«Предприятие, таким образом, было фактически конфисковано крымскими «должностными лицами», отмечается в документе.
Однако для этих компаний Европа не является рынком сбыта, хотя согласно данным официально сайта, более 50% продукции Массандры реализуется на экспорт. Большая часть поставок осуществлялась в Россию и СНГ, поэтому предприятие от принятых санкций сильно не пострадает. Генеральный директор предприятия Янина Павленко уже заявила о том, что санкции не повлияют на работу производителя. «Мы ориентированы сегодня на рынок России», — отметила она. По ее словам, европейские поставки не были регулярными, а в последнее время их и вовсе не было. Впрочем, крымское предприятие закупало в Европе корковую пробку, выпуск которой теперь готово наладить в Крыму.
Очевидно, поэтому «Новый свет» активно приветствует возвращение Крыма в состав России.
В честь «знаменательного события в истории нашего полуострова — воссоединения с Россией» в конце апреля в продажу было выпущено патриотическое шампанское «Крым — Россия», — набор из двух бутылок, отмечается на сайте компании.
<3>Как ранее сообщала «Газета.Ru», Европа уже объявляла об ограничениях импорта из Крыма. Впрочем, и тогда о существенном уроне говорить не приходилось. Основными торговыми партнерами Крыма по результатам первого квартала 2014 года стали Россия (27,8%), Турция (7,1%), США (5,9%), Китай (5%), Казахстан (4,8%), Панама (4%), Белоруссия (3,6%) и Азербайджан (3,4%), следует из данных министерства экономического развития и торговли Крыма. Из европейских стран за тот же период основными рынками сбыта крымской продукции были лишь Германия (9,9%) и Италия (3,7%). Гораздо большие сложности у крымских виноделов с полноценным выходом на российский рынок: не вся продукция прошла сертификацию.
Санкции ЕС, фактически коснувшиеся только компаний Крыма и небольших предприятий и банков, подконтрольных бизнесменам, считающимся близкими Владимиру Путину, могут быть расширены уже на следующей неделе.
Европейские лидеры угрожают не только локальными, но и секторальными санкциями в отношении российской энергетической и финансовой отраслей. В немецкой прессе сообщается, что в поддержку новых ограничений против России выступает уже и бизнес, который ранее был резко против дополнительных ограничений в адрес Москвы. Российское Минэнерго уже поспешило заявить, что потенциальные санкции по запрету на экспорт высоких технологий не повредят нефтяной отрасли России.