Украинские импортеры топлива столкнулись с серьезной проблемой. Они никак не могут получить около 750 цистерн с топливом, которые застряли на таможне. Таможенная служба с 10 июля требует ввозить бензин и дизтопливо по новым правилам, а импортеры оказались к этому не готовы.
По новым правилам все ввозимое в страну топливо должно проходить экспертизу в государственной лаборатории «Масма». Но та оказалась не в состоянии справиться с количеством возложенных на нее обязательств. А пока цистерны стоят в очереди на проверку, автомобилисты и участники рынка говорят о том, что бензин может серьезно подорожать, причем уже в этом месяце.
Власти, анонсируя нововведения, заявляли, что заботятся о качестве поставляемого в страну топлива.
Менеджер одного из украинских трейдеров на условиях анонимности сообщил «Газете.Ru», что новая власть специально ограничивает возможности для импорта топлива, чтобы чиновники могли кормиться с этого.
«При Януковиче нефтепродукты ввозили в основном люди, близкие к президенту, а сейчас вообще непонятно кто. Люди могут остаться без бензина», — возмущается менеджер.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн говорит, что государство оказалось просто не в состоянии обеспечить быструю проверку больших объемов топлива. И если раньше можно было проверить качество топлива в одной из сотен лабораторий, то теперь на рынке появилась монополия.
По словам Куюна, проблема не только в том, что ввоз топлива происходит не так быстро, как хотелось бы импортерам, но и в том, что стоимость экспертизы на рынке раньше составляла около 2 тыс. грн ($170), а «Масма» за свои услуги берет по 13 тыс. грн — около $1100.
Моментом может воспользоваться «Укрнафта» олигарха Коломойского — единственный крупный производитель топлива на Украине.
По данным «Консалтинговой группы А-95», 85% продаваемого на Украине топлива — импортное. И если проблемы с его ввозом затянутся и станут хроническими, то бензин в стране подорожает как минимум на 8–9%, уточняет Куюн. Сейчас литр 95-го бензина в Киеве стоит около 16 грн ($1,34), дизтоплива — 14–15 грн ($1,2).
В январе — июне 2014 года Украина импортировала нефтепродуктов на сумму более $3 млрд. По данным министерства доходов и сборов, за шесть месяцев привезено из Белоруссии топлива на $1,543 млрд, из России — на $569 млн, из Литвы — на $292 млн, из других стран — на $604 млн.
Интересно, что в марте 2014 года после пятилетнего перерыва Украина возобновила экспорт нефти, хотя и в небольших объемах. Так, за шесть месяцев текущего года в Литву было поставлено нефть на $20,2 млн.
Два крупнейших нефтеперерабатывающих завода страны — Одесский и Лисичанский — практически не работают. Причем Одесский НПЗ из-за низкой рентабельности, вызванной, по мнению министерства энергетики, неблагоприятной конъюнктурой на рынке, простаивает с октября 2010 года. С марта 2013 года на нем велась подготовка к возобновлению производства. Частично завод запустили только в октябре 2013 года.
В целом из шести нефтеперерабатывающих заводов в стране работают только два: Кременчугский и частично Одесский. Проблема здесь кроется в том, что на Украине почти не добывается нефть, а с ее импортом из России сложности наблюдаются уже несколько лет. Кроме того, оборудование на самих НПЗ давно устарело и не в состоянии выпускать топливо, которое бы соответствовало бы хотя бы украинским стандартам, не говоря уже о Евро-4 и Евро-5. Эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин добавляет, что отрасль по импорту и переработке топлива на Украине традиционно является одной из самых коррумпированных, поэтому к работе на этом рынке невозможно привлечь иностранных инвесторов.
Правда, в декабре 2013 года китайская PetroChina договорилась с тогдашними властями о строительстве в стране нового НПЗ. На какой стадии реализация проекта сейчас, в минэнерго не комментируют. На днях также стало известно, что американская компания TransGas Development Systems планирует построить три завода по производству бензина и дизтоплива из угля на Украине. «Предварительно мы рассматриваем площадки в Луганской, Львовской, Кировоградской областях. В зависимости от используемых технологий инвестиции в один завод составят $3–3,5 млрд», — подтвердил президент компании Адам Виктор.
С начала года бензин на Украине в связи с девальвацией гривны подорожал примерно на 40%. Директор спецпроектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что в связи с этим в мае продажи бензина в стране упали на 20%. Эксперт прогнозирует, что в июле будет повышение цен на топливо — на 2–3 коп. каждые пару дней.
Осложняет жизнь операторам АЗС и зарегистрированный на днях в Верховной раде законопроект о запрете продажи алкоголя на заправках. Авторы документа, депутаты от Партии регионов Татьяна Бахтеева и Анна Герман, уверяют, что это будет способствовать дальнейшему снижению масштабов употребления алкоголя и предупреждению его негативных последствий для украинского общества.
Заправочные сети эту инициативу не приветствуют. «Крупным сетям удавалось как-то держаться, в том числе и за счет продажи сопутствующих товаров. Теперь их хотят лишить и этого, при том что потребление бензина падает», — возмущается президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук.
Добавляет проблем импортерам топлива и коррупция. Глава Государственной фискальной службы сегодня заявил, что коррупционная составляющая в таможенной службе в два раза выше, чем в налоговой службе. А пока чиновники думают, как навести порядок на топливном рынке, потребители всерьез опасаются дефицита.
«Власти создают искусственный дефицит на рынке, чтобы зарабатывать на этом. Пробок в Киеве уже почти нет: никто лишний раз не выезжает. Если бензин подорожает еще больше — следом подорожают и продукты питания, и услуги служб доставки. А что будет делать та же «скорая помощь», вообще непонятно. Власти набивают карманы, а народ думает, как выжить. И как добраться на работу на трамвае», — сетует 36-летний автомобилист Олег Даниленко.
Впрочем, проблема может решиться уже в ближайшее время. По словам Куяна, в понедельник Минэнерго Украины под давлением поставщиков топлива отменило схему импорта, при которой необходима экспертиза.