На Украине может начаться передел собственности. Пока самый влиятельный политик юго-востока, губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский говорит о необходимости пересмотра итогов приватизации при Викторе Януковиче, украинское правительство заявляет о готовности уже в этом году продать до 200 объектов промышленности на общую сумму около $3 млрд.
В интервью украинскому Пятому каналу (принадлежит президенту Петру Порошенко) Коломойский заявил, что в приватизации времен Януковича не участвовал, потому что к тендерам его не допускали. А большинство самых интересных активов, проданных в период Януковича, достались людям из окружения экс-президента нечестно: как таковых тендеров не было, потому что покупателей, готовых заплатить на аукционе больше, чем платили Ринат Ахметов, Александр Янукович и другие приближенные экс-президента, к торгам не допускали. А потому приватизация была преступной. И теперь он решил припомнить новой киевской власти обещания, данные ее представителями на Майдане, — пересмотреть итоги варварской распродажи государственного имущества в период правления Януковича. У тех же, кто поддержал сепаратистов, собственность будут уже не выкупать, а конфисковывать.
Под ударом, ясное дело, оказываются в первую очередь люди из окружения Януковича, а также богатейший бизнесмен страны Ринат Ахметов. Коломойский предлагает Верховной раде принять закон о национализации, что упростит процесс отъема собственности у олигархов, скупавших активы при Януковиче. «Чтобы не надо было бегать по судам, как за Никополем и Криворожсталью», — сказал он, имея в виду свои судебные разбирательства с владельцем группы East One Виктором Пинчуком за Никопольский завод ферросплавов в 2005 году.
При этом его группа «Приват» на активы, которые будут возвращены народу, а затем снова выставлены на продажу, якобы не претендует. Олигарх также считает, что конфискованная собственность должна быть передана отдельному юрлицу, а его акции должны быть распределены между участниками военной операции на Востоке. «Я себе ничего не хочу, я принципиально не участвовал в приватизации при Януковиче. Надо вернуть украденное у украинского народа», — сказал он.
Впрочем, аналитик «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук говорит, что президент инициативы Коломойского не поддержит, потому что понимает, что это может стать причиной очередного обострения ситуации в стране.
Тем временем на Украине готовятся провести приватизацию крупных промышленных объектов. В минувшую пятницу правительственный комитет рассмотрел список объектов, которые будут приватизированы уже в текущем году. В списке более 200 предприятий. Фонд госимущества Украины оценивает их общую стоимость в 31 млрд грн ($2,65 млрд). 29 млрд грн из этой суммы, по оценкам ФГИУ, составляют инвестиционно привлекательные объекты.
Правительство готово уже в этом году продать Одесский припортовый завод, «Турбоатом», «Укрнефть», «Центрэнерго», «Сумыхипром», Запорожский титано-магниевый комбинат. Чиновники рассчитывают выручить от продажи этих шести предприятий 20 млрд грн — $1,7 млрд. Еще половину этой суммы принесет продажа остальных 190 компаний.
Самый дорогой и привлекательный актив — 50% «Укрнефти», принадлежащие государству. Ориентировочная цена пакета — 8 млрд грн (около $680 млн). Против продажи этого пакета выступало Минэкономразвития, но ФГИУ все замечания проигнорировал. Эксперты говорят, что актив этот весьма интересный, но 42% акций предприятия владеет группа «Приват» Коломойского. Соответственно, вряд ли кто-то, кроме него самого, будет претендовать на покупку. Аналитик Dragon Capital Андрей Беспятов считает, что именно «Приват» и выкупит у государства его долю в этом предприятии.
Еще один актив, на который может претендовать Коломойский, — Одесский припортовый завод. Государство владеет в нем 99,6% акций. ФГИУ готов продать их за 5–7 млрд грн. Предприятие испытывает проблемы с загрузкой уже много лет. Много лет правительство вынашивает планы по его продаже, но аукционы по непонятным причинам неоднократно переносились. В 2008 году тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко оценивала актив в $1–1,3 млрд, но сейчас вряд ли за него кто-то даст больше $500–600 млн. И это еще неплохая цена с учетом того, что в прошлом году предприятие отработало с убытком около 1,1 млрд грн. Интерес к этому предприятию наверняка могут проявить и украинские, и западные бизнесмены: поскольку государство владеет почти стопроцентным пакетом, риск возникновения конфликта акционеров почти отсутствует.
Химпредприятие «Сумыхимпром» тоже может уйти с молотка. Государство владеет здесь 99,99% акций. Претендентов на этот актив два — структуры Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа. В конце прошлого года ФГИУ хотел выручить за завод около $50 млн.
В июне этого года глава ФГИУ Александр Рябченко хотел продать завод Дмитрию Фирташу за $35 млн, но в дело вмешался Коломойский, который посчитал цену заниженной. «В июне $35 млн хотел получить с Фирташа за «Сумыхимпром», это 7% его стоимости. Я позвонил Рябченко и спросил, ничего ли он не перепутал. Януковича уже нет, Левочкина нет на Банковой, Фирташ в Вене дожидается (решения местного суда об экстрадиции в США. «Газета.Ru»). Ты ничего не перепутал?» — рассказывал Коломойский. Дело закончилось отмененным аукционом и отставкой Рябченко. Какой будет цена предприятия позже в этом году, пока неизвестно.
Также государство собирается продать 72,2% принадлежащего ему «Турбоатома» — крупного предприятия в Харькове. ФГИУ хочет выручить за свой пакет более 5 млрд грн ($430 млн). Цена более чем адекватна: в прошлом году чистая прибыль завода составила 583 млн грн. Проблема тут только в том, что почти всю свою продукцию предприятие сбывает в России.
Фирташ и Коломойский почти наверняка будут претендовать на принадлежащий государству 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината. Цена пакета около $100 млн. 49% акций предприятий находятся в руках Group DF, холдинга Дмитрия Фирташа.
Государство собирается продать пакеты 19 энергопоставляющих и энергогенерирующих компаний, преимущественно областных. У почти всех этих предприятий у государства осталось только по 25% акций, остальное выкупили компании Рината Ахметова, причем состоялось это во времена президентства Януковича. Поэтому вряд ли эти активы заинтересуют других крупных бизнесменов, разве только государство заберет их у Ахметова. О возможности такой национализации в интервью Пятому каналу и рассуждал Игорь Коломойский.
Кроме того, правительство хочет в этом году продать 60,2% акций «Запорожьеоблэнерго», 65% «Харьковоблэнерго», 70% «Николаевоблэнерго» и «Хмельницкоблэнерго». Эти активы — с учетом того, что у государства есть возможность продать контрольные пакеты, — почти наверняка заинтересуют и украинских, и заграничных бизнесменов.
Впрочем, перспектива масштабной приватизации на Украине экспертов не радует. Глава госуправделами Сергей Березенко заявил, что ведомство не собирается продавать принадлежащие ему активы — несколько санаториев, домов отдыха, государственных резиденций и госдач. Березенко не видит смысла в продаже сейчас прибыльных активов по заниженной цене. Независимые эксперты тоже говорят о том, что правительство выбрало неудачное время для проведения приватизации: активы Украине придется сбывать по дешевке.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко полагает, что, как и прежде, приватизация будет проходить между своими.
«Заявления властей о том, что Украину ждет беспрецедентная за всю ее историю приватизация госсобственности, не соответствуют действительности. Колоссальные по масштабам приватизации Украина уже переживала, бывали и периоды, когда переход госсобственности в частные руки приносил в бюджет немалые деньги. Это было в момент подъема экономики — в 2006 году, 2007-м. Позже, сколько ни принимали планов о приватизации, они никогда не выполнялись. Не думаю, что нынешний год станет исключением», — заключает эксперт.
По мнению Охрименко, под видом приватизации власти собираются перераспределить активы в пользу своих. «Будет продажа объектов госсобственности украинским олигархам, причем по крайне низким ценам», — констатирует он.
При этом Охрименко полагает, что покупатели на «Турбоатом» или Одесский припортовый завод могли бы найтись и в России. Но сейчас вряд ли можно всерьез говорить о том, что Украина продаст свои заводы россиянам. Поэтому в успех планов по приватизации эксперт не верит. «Получить 30 млрд грн от приватизации в этом году маловероятно. Скорее всего, от распродажи всех запланированных объектов удастся выручить не больше 7–8 млрд грн», — констатирует Охрименко.
А вот экономист Александр Жолудь верит в успех затеи и называет приватизацию вынужденной мерой. «Распродажа собственности — хороший способ заткнуть дыру в доходной части бюджета. Альтернативы — внутренние и внешние заимствования — сейчас слишком дороги», — объясняет он.
Боярчук, в свою очередь, говорит о том, что приватизацию надо начинать только после окончания военных действий. «Пока идет АТО, покупателей будет мало и цена будет не очень», — считает он.