Саммит глав государств БРИКС с участием Владимира Путина пройдет 15–16 июля в бразильских городах Форталеза и Бразилиа. Страны — члены БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Соглашение об учреждении Нового банка развития и договор о создании пула условных валютных резервов стран-членов БРИКС будут подписаны на шестом саммите этой организации, сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Предельный размер уставного капитала Банка развития составит $100 млрд. Из этой суммы половина будет распределена между странами БРИКС.
Кроме этих $50 млрд, которые планируется распределить поровну между странами, у Банка развития будет еще $50 млрд. Эта часть будет припасена для тех стран, которые пожелают вступить в банк в будущем, или для международных финансовых организаций, которые пожелают участвовать в финансировании совместных проектов. Но доля стран — членов БРИКС в капитале банка останется контрольной, не ниже 55%.
Глава Минфина отметил, что у банка уже есть название — Новый банк развития. Первоначально предполагалось, что это будет Банк развития БРИКС. «Банк открыт для принятия новых членов — стран, состоящих в ООН», — уточнил Силуанов.
«Банк будет инвестировать там, где частных средств не хватает, как может не хватать и средств отдельных стран БРИКС», — говорит источник «Газеты.Ru» в дипломатических кругах. Банк будет заниматься инфраструктурными проектами, строить порты и дороги, телекоммуникационные сети — в первую очередь на территории стран БРИКС.
Президент банка будет избираться на пять лет по представлению учредителей в порядке ротации. Решения будут приниматься специальным большинством, предполагающим поддержку решений четырьмя из пяти представителей государств. Место штаб-квартиры банка пока не определено, этот вопрос будет обсуждаться на саммите, но это технический момент, он не должен стать препятствием, уверен исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая.
Штаб-квартира Банка развития БРИКС должна находиться в ЮАР, заявлял ранее бразильский шерпа БРИКС Жозе Алфреду Граса Лима. Бразилия в этом году организатор саммита. Индия и Китай также настаивают на том, чтобы штаб-квартира банка находилась на территории их стран. «А мы не настаивали на Москве», — заметил министр Силуанов. Средства на взнос России в Банк развития выделят из федерального бюджета. Источник в дипломатических кругах предполагает, что наибольшие шансы имеет китайский Шанхай. Как ожидается, банк сможет начать работу в 2016 году.
Одним из первых совместных проектов Банка развития может стать строительство сети наземных станций для системы ГЛОНАСС, добавляет источник в дипломатических кругах. Цель проекта — повысить точность сигнала и навигации.
Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более конкурентоспособной, надеются российские лоббисты этой идеи. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на четырех континентах.
Договор о пуле условных валют, а точнее Резервный фонд БРИКС, будет иметь функции, схожие с МВФ. В случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам — членам БРИКС, которые испытывают проблемы с платежными балансами. «Это весьма актуальная проблема в условиях волатильности мировой экономики и резкого перетока капиталов из развитых стран в новые экономики, в том числе в экономики стран БРИКС, и обратно. Именно такие резкие движения капиталов и могут породить проблемы с платежными балансом. Так что создаваемый пул условных валютных резервов будет серьезным амортизирующим механизмом в этой ситуации», — говорит источник в дипломатических кругах.
Капитал фонда, то есть объем ресурсов пула условных валютных резервов БРИКС, составит $100 млрд. Размер странового взноса в фонд был предметом спора с 2012 года. Но принципиальный подход таков: взнос должен соответствовать размеру экономики страны. Это традиционный подход, действующий, например, в Евразийском экономическом союзе: в нем основной донор – Россия. В БРИКС основную финансовую нагрузку возьмет на себя Китай, вторая экономика мира.
Как предполагается, Китай внесет в фонд $41 млрд, Бразилия, Индия и Россия по $18 млрд, а ЮАР $5 млрд. Но предоставлять деньги из фонда нуждающейся стране будут с учетом мультипликатора.
Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай, в случае необходимости, получит не $41 млрд, а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран – единице. «То есть $18 млрд — наша доля, и мы $18 млрд можем получить», — уточнил Силуанов. Центробанки БРИКС будут сохранять свои доли в составе своих золотовалютных резервов. Выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Глава Минфина подчеркнул, что пул будет использовать два инструмента — один превентивный инструмент для поддержания ликвидности в кризисное время и один — постфактум.
Каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с оттоком капитала, давлением на валютных рынках и резким снижением курса национальной валюты. Вместе с тем министр оговорился, что «никаких определенных критериев (для получения ликвидности) нет». Страна — член БРИКС будет иметь право не участвовать в формировании фонда. Глава Минфина добавил, что документ, который планируют подписать лидеры БРИКС, — это рамочное соглашение, не влекущее за собой прямых обязательств.
На некоторую аморфность структуры БРИКС и рекомендательный характер решений указывают и российские эксперты.
«БРИКС – это прежде всего политический клуб крупнейших экономик незападного мира, а уже во вторую очередь экономический союз», — говорит известный политолог, эксперт Высшей школы экономики Сергей Караганов.
По данным Всемирного банка, суммарный ВВП стран БРИКС в 2013 году составил $15,75 трлн, или около 18% мирового ВВП, население пяти стран — 3 млрд человек. «При этом темпы роста развивающихся стран, даже с учетом текущего замедления, все равно значительно выше, чем в США и большинстве европейских стран. С течением времени с этим блоком все больше придется считаться», — говорит Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари».
Сейчаc страны БРИКС действительно озабочены спадом своих экономик, но саммит поможет сплотить ряды, нарастить товарооборот и поднять значимость организации на международной арене», — сказал «Газете. Ru» Джейшри Сенгупта, старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью Дели (Индия).
Индийский эксперт считает, что БРИКС уже показал миру, что власти Евросоюза, США и G7 есть альтернатива — как в сфере финансов, так и в сфере развития международных институтов.
«Создание Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а видимый результат сотрудничества, которое активно развивается по трем десяткам направлений», — солидарен бразильский шерпа Граса Лима. По его словам, «сейчас было бы, возможно, преувеличением, но отнюдь не абсурдом говорить о рождении новой международной финансовой системы», сравнимой с той, что была создана в Бреттон-Вудсе в 1944 году и в главных чертах действует по сей день.
Наиболее ощутимую выгоду от создания финансовых институтов БРИКС получит прежде всего Россия. И дело не в том, что Россия нуждается в стабилизационных кредитах, а в том, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами. «Такая необходимость продиктована обострением политической ситуации в мире и агрессивной риторикой США и ЕС в отношении Москвы», — добавляет Желаннова из «Альпари».