Добыча сланцевого газа, которая зачастую преподносится как единственное средство снижения зависимости от поставок топлива из России, теряет популярность в Европе. В частности, Германия (один из крупнейших потребителей газа в Европе) продлила до 2021 года запрет на добычу газа путем так называемого фрекинга (гидравлический разрыв пласта). Министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль и министр окружающей среды и строительства Барбара Хендрикс подготовили документ, в котором отмечается опасность добычи сланца для экологии, конкретно — для грунтовых вод. Дело в том, что при гидроразрыве пласта в землю закачивается жидкость и химикаты, содержащиеся в ней, могут нанести вред подземным водам.
«В обозримом будущем фрекинга в Германии не будет», — заявила Хендрикс изданию Wall Street Journal.
Аналогичная ситуация складывается в Швеции. Главы 28 шведских муниципалитетов обратились к властям страны с требованием муниципального права на запрет добычи газа путем фрекинга. Аргументы у шведов те же — гидроразрыв пласта несет угрозу грунтовым водам. Кроме того, как отметил глава муниципалитета Эстерсунда Карин Юнссо, добыча сланцевого газа связана с эксплуатацией довольно больших территорий — сельскохозяйственных ареалов, на которых сейчас проживают люди.
На днях еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер призвал страны ЕС не отказываться окончательно от фрекингового метода добычи газа. «Мы могли бы добиться того, что при снижении добычи газа из наших традиционных источников зависимость от импорта по крайней мере не продолжала расти», — отметил при этом Эттингер.
Но, по его словам, добыча сланца сможет обеспечить лишь 10% европейских энергопотребностей.
Об опасности добычи сланцевого газа говорят и экологи. Всемирный фонд дикой природы (WWF) предупреждает, что применение технологии фрекинга чревато землетрясениями, что особенно опасно в густонаселенной Европе. Ранее американские ученые отмечали, что по меньшей мере 20% землетрясений, зафиксированных в последние годы в штате Оклахома, вероятнее всего, связаны именно с добычей сланцевого газа.
«Перспектив у сланцевого газа в Европе мало, — считает вице-президент агентства Argus Вячеслав Мищенко. — В большинстве стран ЕС национальное законодательство либо тотально запрещает, либо существенно ограничивает развитие проектов в этой области. При этом нужно учитывать, что в ведущих странах Евросоюза традиционно очень сильно «зеленое» лобби и политические партии с уклоном в экологические темы».
Кроме того, как указывает эксперт, права на недра в большинстве стран Европы принадлежат государству, а не частному собственнику, как в США. А это означает, что любой проект должен быть согласован с госорганами и не может быть запущен частной компанией без разрешительных процедур.
«И наконец, существует реальная угроза загрязнения воды в густонаселенных регионах Европы плюс сейсмическая опасность, — говорит Мищенко. — В Великобритании несколько лет назад были зафиксированы толчки, спровоцированные бурением с применением гидроразрыва».
По словам вице-президента Argus, тема сланцевого газа хороша как элемент информационной борьбы с крупными поставщиками вроде российского «Газпрома», но как реальное решение по выравниванию энергобаланса стран Евросоюза, скорее всего, не годится.
В России добыча сланцевого газа тоже не очень популярна. «Газпром» считает добычу газа из сланца неактуальной. В ходе Петербургского международного экономического форума, прошедшего в мае, глава монополии Алексей Миллер сравнил добычу сланцевого газа с выжиманием воды из камня. Минэнерго России ранее также заявляло, что добыча сланцевого газа в России нецелесообразна, так как традиционного газа более чем достаточно.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что добывать сланцевый газ в России действительно не имеет смысла — это будет пустой тратой средств. Вложения в гидроразрыв пласта себя не оправдывают, учитывая, что в стране большое количество месторождений традиционного газа, причем многие из них уже готовы к добыче.