Министерство финансов Украины предлагает восемь вариантов альтернативы импортному газу. Об этом украинский минфин сообщил в пятницу на своем сайте. В релизе министерства говорится, в частности, что населенные пункты, где проживает не более 20 тыс. жителей, могут быть переведены на биотопливо. Правда, какой именно вид биотоплива имеется в виду, не уточняется.
Второй вариант — использование так называемого синтез-газа (СГ), получаемого в результате газификации угля. Синтез-газ уже может быть использован как на локальном, так и на общегосударственном уровне. При этом отмечается, что использование СГ позволит снизить выбросы в атмосферу углекислого газа.
Кроме того, предлагается нарастить внутреннее производство энергоносителей за счет глубокого бурения. Минфин Украины отмечает, что на территории Днепровско-Донецкой нефтегазоносной области в последние годы было открыто 43 нефтяных и газовых месторождения. Правда, располагаются они на глубине более 5 км, в связи с чем не хватает экономических стимулов для добычи газа из-за высокой себестоимости этой добычи.
Четвертое предложение Минфина заключается в использовании водоугольного топлива (водных суспензий на основе угольной смеси). По оценке министерства, это позволит снизить затраты тепловой энергии на 50%. (Эксперименты по внедрению подобной технологии проводились в СССР в 1980-е годы и действительно показали ее эффективность, однако по неизвестной причине были свернуты.)
Для накопления тепла в автономной системе отопления на основе тепловых аккумуляторов предлагается использовать в ночное время электроэнергию, которая ночью стоит дешевле.
Шестым пунктом идет строительство терминала по регазификации сжиженного газа (СПГ-терминал), о котором Украина говорит уже несколько лет. По оценке украинских экспертов, через него может поставляться американский СПГ по рыночной цене — $380 за 1 тыс. кубометров. Кстати, именно такую цену предлагала Россия в ходе недавних переговоров, которые не увенчались успехом из-за того, что Москва была готова снизить цену (с начала апреля она составляет $485) лишь после того, как Киев оплатит газовый долг ($4,5 млрд). Украинская же сторона заявляла, что готова погасить задолженность после снижения цены.
Еще один вариант предусматривает опять-таки использование синтез-газа, но здесь речь идет уже об обеспечении химической промышленности. При этом отмечается, что газ, синтезированный из угля, вдвое дешевле, чем природный.
И наконец, восьмое предложение Минфина заключается в использовании синтетического природного газа (SNG), то есть топлива, которое получается при смешении воздуха с газом или смесью газов (чаще всего со сжиженными углеводородными газами) и имеет теплотворную способность, равную теплотворной способности метана. В результате использования SNG импорт должен снизиться на 2 млрд кубов.
Общее потребление газа Украиной, по данным украинского минэнерго, в 2013 году составило 50,4 млрд кубометров, что на 4,4 млрд меньше, чем годом ранее. Украинский министр энергетики Юрий Продан в начале июня говорил, что в 2014 году Украина намерена импортировать 25–27 млрд кубометров газа. Однако тогда предполагалось, что Украина договорится о поставках с Россией, и, по словам Продана, российская доля украинского газового импорта должна была определиться после переговоров, которые провалились. В начале июня «Газпром» перевел «Нафтогаз Украины» на предоплатную схему поставок и с тех пор Украина российский газ не закупает.
Сейчас Украина обеспечена только собственной добычей и реверсными поставками. В июне реверс из Польши и Венгрии составил 315,8 млн кубов, однако, по оценкам экспертов, к концу года реверсные поставки могут возрасти до 1,2 млрд в месяц. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в середине июня говорил, что реверс из Европы достигнет 15 млрд кубометров в год, что примерно соответствует прогнозам экспертов.
«Разными мероприятиями можно заместить от 20% до 30% общего потребления газа (10–15 млрд кубометров), — комментирует председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. — В частности, в течение двух-трех лет можно построить офшорную часть СПГ-терминала, а если рассматривать более длительную перспективу, то в течение пяти-семи лет можно начать промышленное бурение сланцевого газа».
Кроме того, по словам Боровика, есть перспективные проекты по переводу старых газовых котлов на биотопливо — в школах, детских садах, в бюджетной сфере в целом. Причем окупаемость этих проектов составляет всего один-два года. «Этим сейчас активно занимаются многие бизнесмены», — отмечает эксперт.
Что касается экологически чистого перехода с газа на уголь, Боровик напоминает, что есть занимающиеся этим американские компании (работающие как в США, так и на Украине), например Babcock&Wilcox.
«Это серьезные проекты. На переоборудование одной станции требуется около $200–250 млн, но и эффект от реализации очень сильный – газ сменяется углем, который у нас есть (только с января по май текущего года на Украине добыто 34,355 млн тонн угля. — «Газета.Ru»)», — поясняет Боровик.
Боровик также отметил, что украинская экономика весьма энергозатратна и энергосбережение позволит сократить на 20% общее потребление энергии.
Вице-президент агентства Argus Вячеслав Мищенко, однако, указывает, что на сегодняшний день никаких внятных расчетов и инвестпрограмм в связи с проектами, о которых говорит украинский минфин, нет.
«Тема не новая. Правительство Виктора Януковича тоже очень любило говорить об альтернативе российскому газу, — напоминает эксперт. — Звучит все очень красиво и современно: синтез-газ, водоугольное топливо и т.д. Но пусть Украина продемонстрирует хоть один конкретный проект, реализованный пусть даже для одного села или деревни. И только после этого заводит речь о реализации такой программы в масштабах всей страны».
По мнению Мищенко, предложения украинского минфина больше похожи на пиар-акцию, призванную продемонстрировать независимость Украины от России.
Источник в российской газовой отрасли считает, что инициативы министерства финансов, скорее всего, направлены на то, чтобы жители какого-то конкретного населенного пункта зимой не замерзли окончательно.
«Украинские предприятия очень энергоемкие, и их проще закрыть, чем перестраивать под новые условия, — отмечает собеседник «Газеты.Ru». — Тем более промышленность не вытянешь на биотопливе».