Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал в пятницу принять в первом чтении законопроект, снимающий ограничения на рекламу пива в рамках официальных спортивных мероприятий до 2019 года. Проект поправок был внесен депутатом Игорем Зотовым от фракции «Справедливая Россия».
«Проектом предусматривается снятие ограничений для рекламы средств индивидуализации производителей пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также средств индивидуализации производимых ими товаров в период проведения официальных спортивных мероприятий в случае ее размещения в местах проведения таких спортивных мероприятий», — говорится в пояснительной записке к документу.
Поправками предлагается разрешить рекламу пива и пивных продуктов при трансляции как в прямом эфире, так и в записи, это касается не только футбола, но и других видов спорта. Таким образом, реклама пивной продукции сможет появиться на спортивных телеканалах и в периодических печатных изданиях.
По мнению Зотова, пивоваренные компании находятся в неравных условиях по сравнению с остальными спортивными спонсорами.
«Несмотря на то что пивовары вкладываются в развитие спорта, они лишены возможности рекламировать свой товар», — сказал «Газете.Ru» Зотов.
В то же время, считает депутат, появление пивной рекламы не приведет к резкому повышению спроса на пиво. «Просмотр рекламы какого-либо продукта не говорит о том, что мы сразу после просмотра побежим покупать этот товар, — считает он. — Принятие поправки не означает, что пиво будет постоянно литься рекой, все будет в разумных пределах». Заметим, что ранее депутаты утверждали как раз обратное — засилье «пивной рекламы» на ТВ ведет к алкоголизации нации, особенно подростков.
Депутат не смог пояснить «Газете.Ru», будет ли разрешена реклама пивной продукции во время спортивных трансляций на федеральных каналах.
Привлеченные средства положительно скажутся на развитии российского спорта, убежден депутат. «Хочется верить, что благодаря вложенным деньгам мы увидим совсем другую игру нашей сборной по футболу, а также улучшения и в других видах спорта», — поделился он своим мнением.
Парламентарий рассчитывает принять закон на фоне проигрыша российской футбольной сборной. На чемпионате мира по футболу в Бразилии сборная России не смогла выйти в плей-офф. Правда, на Олимпийских играх в Сочи команда российских спортсменов заняла первое место в медальном зачете как по количеству золотых медалей, так и по общему. Во время обоих этих мероприятий реклама пива не транслировалась по телеканалам.
Впрочем, в разговоре с «Газетой.Ru» Зотов не смог пояснить, на какой объем средств можно рассчитывать после принятия поправки. «Данные суммы будут зависеть от пивных брендов, которые профинансируют спортивные мероприятия, — сказал депутат. — Опыт показал, что большие средства вкладываются в спортивные мероприятия, например, спонсором Олимпиады и Паралимпиады в Лондоне была крупная пивоваренная компания».
В сентябре 2004 года рекламу пива убрали из утреннего и дневного эфира российских телеканалов и со стадионов. На футбольных трансляциях с Лиги чемпионов, Лиги Европы и чемпионата России ограничение не отразилось. С января 2005 года в рекламе пива было запрещено использовать образы людей и животных. Также было существенно ограничено время трансляции рекламы пива на радио и ТВ. В 2009 году поступило предложение о полном запрете рекламы пива, а ФАС потребовала убрать из телерекламы пива закадровые диалоги. В итоге 20 июля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал законопроект о приравнивании пива к остальным алкогольным напиткам и распространении на него тех же ограничений, включая запрет на рекламу (с 1 сентября 2012 года).
До запрета рекламы пива по итогам 2011 года совокупный телевизионный бюджет всех производителей пива достиг 3,7 млрд руб. с учетом НДС, что соответствует девятому месту среди всех рекламируемых на ТВ товарных категорий.
После запрета рекламы алкоголя в интернете СМИ понесли существенные убытки. Объем рекламы в печати в прошедшем году сократился на 10%, до 37 млрд руб., подсчитывали в АКАР. В денежном выражении потери печатных средств массовой информации к концу 2013 года оцениваются в 2,5 млрд руб.
Российские пивоваренные компании с надеждой смотрят на законопроект.
«Мы всячески поддерживаем ослабление законодательного давления на отрасль, — рассказали «Газете.Ru» в компании Efes Rus. — Один из наших брендов — «Старый мельник» — более 10 лет поддерживает национальную сборную по футболу». По мнению представителей компании, мировая футбольная культура всегда была связана с пивными брендами, а запреты, действующие в России, носят скорее исключительный характер.
В другой пивоваренной компании, «САН ИнБев», также отметили, что ждут возвращение рекламы пива. «Это верное направление, соответствующее лучшим мировым практикам в плане поддержки спорта», — сказал «Газете.Ru» директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании «САН ИнБев» Андрей Ерин. По его словам, бренд компании «Bud» является официальным спонсором FIFA при проведении Кубка мира и Кубка конфедераций, а также Кубка Англии по футболу. Реклама пива положительно скажется на развитии спорта в России, спортивной инфраструктуры, убеждает он.
С пивными компаниями не согласна сопредседатель общественной организации «За контроль над алкоголем» Дарья Халтурина. По ее мнению, власти получат большие проблемы, если эти поправки будут приняты.
«Футбол смотрит молодежь и несовершеннолетние, зачем связывать у них в сознании алкоголь и спорт? — задается она вопросом. — Наоборот, надо максимально разносить алкоголь и футбол».
Кроме того, говорит Халтурина, футбольные фанаты бывают достаточно агрессивны, поэтому не стоит подогревать их настроения алкогольной продукцией. В мусульманских странах и в некоторых странах Европы, например во Франции, реклама алкоголя во время матчей запрещена, и никаких проблем для футбольных клубов нет, рассказывает она. Спонсорами выступают производители рекламной одежды и обуви, телекоммуникационные и прочие компании.
Данные поправки играют на руку и СМИ.
Медиабизнес давно ставил вопрос перед властями, в том числе перед профильным министерством и даже перед президентом, о том, что в попытках оздоровить россиян и оградить их от вредных искушений власти, с другой стороны, подрывают экономическую базу существования СМИ, давая преференции тем из них, что имеют средства госбюджета. Запрет на рекламу спиртного и табака «подрубил» бюджеты глянцевых журналов и печатных СМИ. Под угрозой оказались многие мероприятия, которые проводились при спонсорском участии компаний-производителей.
Особенно обеспокоили представителей СМИ последние инициативы, которые уже начали обсуждать: якобы в ближайшие месяцы запретят рекламировать медикаменты или — вторая версия — ответственность за некачественные препараты возложат на СМИ. Попытки убедить чиновников, что СМИ является лишь инструментом доведения до населения той или иной информации, но никак не органом, ответственным за качество лекарства, пива или даже высказывания, не оказались успешными.
Власти исходят из того, что российское население не готово самостоятельно отличать качественный продукт от некачественного в самом широком смысле этого слова — от сигарет до высказывания экстремистского толка, а значит, СМИ должны нести ответственность за то, что они сообщают народу.
Вместе с тем ряд правительственных ведомств согласились с доводом о том, что, наверное, власти немного «перестарались» с ограничениями по рекламе, и сообщили, что посмотрят, «где что можно безболезненно ослабить». То есть чтобы, с одной стороны, не вызвать гнев президента, а с другой — позволить СМИ привлекать определенный тип рекламы, поскольку рекламные доходы — единственный источник существования для многих СМИ, особенно региональных.
Кроме того, законопроект депутата Зотова предлагает отменить лимит доли на рынках телевизионной и наружной рекламы в 35%.
Такие ограничения противоречат антимонопольному законодательству, более того, в области телевизионной рекламы этот порог очень важен, так как на рынке телевизионной рекламы есть ряд компаний, которые могут превышать этот порог. При этом эксперты уточняют, что консультаций с ФАС при разработке этих поправок не проводилось. «На заседании комитета никакого документа о том, что законопроект был согласован с ФАС, не было», — сообщил «Газете.Ru» исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков.