Палата представителей конгресса США приняла законопроект, согласно которому заявки на экспорт американского газа будут рассматриваться быстрее. Об этом в четверг сообщает Reuters. Речь идет о поставках в страны, которые не заключали с Соединенными Штатами соглашения о свободной торговле (в их число входит и Украина). Теперь заявки будут рассматриваться в течение не 90, а 30 дней.
Законопроект поддержали 256 членов палаты представителей, 155 конгрессменов выступили против. По словам республиканца Кори Гарднера, новая инициатива должна продемонстрировать как союзникам, так и противникам, что в вопросах энергетической безопасности США настроены «очень серьезно». А вот противники закона считают, что ускорение рассмотрения заявок мало чем поможет Европе или Украине, так как только на создание экспортной инфраструктуры уйдут годы. Теперь законопроект должен утвердить сенат, который начал рассматривать возможности ускорения поставок еще весной.
Американский газ должен снизить зависимость от российских поставок стран Евросоюза, а также Украины. Ранее президент США Барак Обама пообещал, что его администрация приложит все возможные усилия с тем, чтобы при помощи поставок своего газа в Европу «наказать Россию» за агрессию на Украине, в частности за присоединение Крыма.
«Мы готовы разрешить экспорт природного газа в таких количествах ежедневно, в которых ежедневно использует его Европа», — заявлял Обама в марте.
Благодаря так называемой «сланцевой революции» (добыча газа из сланцевых пород) Соединенные Штаты смогли полностью обеспечить собственные потребности в голубом топливе и заговорили об экспорте газа в сжиженном виде (СПГ). Правда, еще в прошлом году тот же Обама предположил, что американский газ в Европу пойдет не ранее 2020 года.
Однако даже в Вашингтоне далеко не все верят в то, что поставки могут помочь Европе в среднесрочной перспективе. Член комитета палаты представителей по международным делам Брэд Шерман в мае отмечал, что сама реализация идеи поставок СПГ вряд ли возможна до тех пор, пока экспорт не финансируется американскими налогоплательщиками или Европа не покупает его на 50% дороже (дело в том, что из-за транспортных расходов газ из Соединенных Штатов может оказаться значительно дороже российского, следовательно, расходы надо как-то компенсировать, чтобы поставщики могли снизить цену для Европы, что предполагает едва ли не субсидирование поставок со стороны США. — «Газета.Ru»).
А ради организации дешевых поставок налог на прибыль, по словам Шермана, повышаться не будет. Кроме того, конгрессмен отметил, что даже в случае налаживания поставок потребители Азиатско-Тихоокеанского региона могут предложить за американский газ более высокую цену, чем Европа.
Об этом ранее предупреждали и российские эксперты газовой отрасли, указывая, что рынки АТР являются премиальными и страны Азии (в первую очередь Япония) вынуждены платить за СПГ высокую цену, так как собственными ресурсами не обладают.
«Надо учитывать, что сейчас большинство европейских компаний подписывают контракты на импорт американского СПГ с целью последующей перепродажи в Японию и Южную Корею, — подчеркивает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Однако после того как Япония снова включит свои атомные электростанции, спрос и цены на СПГ в Азии упадут, и североамериканский газ может остаться в Европе».
Евросоюз тоже не слишком рассчитывает на помощь со стороны Америки. «Надо быть реалистами и не поддаваться иллюзии того, что газ, который будет поступать из США, решит наши проблемы, — говорил в начале июня глава ЕС Жозе Мануэл Баррозу. — Прежде всего потому, что для организации поставок потребуется время».
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что инициатива Вашингтона по сокращению сроков выдачи разрешения — «не более чем демонстрация». По его словам, в реальности выдача лицензий на экспорт в настоящее время занимает до нескольких лет, так что формальное сокращение сроков с 90 до 30 дней роли не сыграет. Но главное здесь даже не это.
«Сама по себе выдача лицензии на экспорт — этап необходимый, но не основной, — объясняет Гривач. — Главное — получение разрешения на строительство мощностей и инфраструктуры. Если экспортных лицензий на сегодняшний день выдано уже семь на поставку в целом около 70 млн т сжиженного газа (порядка 100 млрд кубометров), то разрешение на строительство получил пока лишь один заявитель — на объемы около 24 млрд кубов».
С одной стороны, ЕС явно не слишком рассчитывает на американский газ, но с другой — Еврокомиссия активно сопротивляется строительству газопровода «Южный поток», который призван устранить транзитные риски, связанные с поставками российского газа через Украину. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в четверг в очередной раз заявил, что проект не соответствует европейскому законодательству, и призвал остановить его реализацию до того момента, пока все разногласия по этому вопросу будут устранены.
По словам Эттингера, Еврокомиссия не может смириться с тем, что некоторые государства ЕС подписали с Россией соглашения о строительстве газопровода, которые нарушают общеевропейское право. Тем, кто продолжит реализацию проекта, еврокомиссар рекомендовал считаться с последствиями и подумать о том, действительно ли сейчас подходящий момент для подписания дальнейших соглашений, которые касаются «Южного потока».
При этом европейские партнеры «Газпрома» не слишком опасаются угроз ЕК. Так, во вторник было подписано соглашение с одним из крупнейших партнеров и потребителей, австрийской OMV, которая, кстати, неоднократно призывала ускорить строительство «Южного потока». Даже Болгария, которая по требованию Еврокомиссии в начале июня остановила работы по проекту, в среду заявила, что «Южный поток» не нарушает законодательства Евросоюза.
Президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Австрию заявил, что именно Соединенные Штаты делают все, чтобы сорвать реализацию «Южного потока». Причем, по словам главы РФ, Вашингтон руководствуется собственными коммерческими интересами, и речь идет о «хорошо спланированной «зачистке» европейского рынка от российских конкурентов», место которых должны занять американские энергетические концерны. И в первую очередь ставка делается на поставки в Евросоюз сжиженного газа.
Алексей Гривач полагает, что стремление Вашингтона торпедировать «Южный поток» связано не столько с тем, что Америка намерена сама заполнить европейские рынки, сколько с тем, что США заинтересованы в сохранении украинской газотранспортной системы (если «Южный поток» будет введен в строй, ГТС Украины фактически опустеет).
Киев, также активно выступающий против «Южного потока», заявляет, что намерен создать нового оператора по управлению ГТС, в котором 49% могут получить американские инвесторы. Таким образом, если «Южный поток» не будет построен, Россия будет вынуждена продолжать пользоваться услугами Украины как транзитера (по данным на среду, объем прокачки газа через украинскую территорию составлял 227 млн кубометров в сутки). Но в случае прихода американских инвесторов в украинскую ГТС российский газовый транзит в Европу окажется под частичным контролем США.