Многим старикам пенсионных выплат не хватает на жизнь: немецкое правительство готовится к тому, что растущие расходы на базовое обеспечение пенсионеров будут измеряться в десятках миллиардов, сообщает Spiegel.
Предоставление бедным пенсионерам средств к существованию обходится государству все дороже. Федеральное министерство труда считает, что стоимость базового обеспечения по возрасту и при снижении трудоспособности к 2018 году вырастет до €7,2 млрд (в этом году ожидается €5,5 млрд). Согласно Süddeutscher Zeitung, этот вывод следует из состава домохозяйств в 2014 году и ответов министерства на вопросы фракции левых в бундестаге.
Представитель министра труда Андреа Налес (СДПГ) говорит, что за этим скрывается неявный рост старческой бедности. Главная причина — растущий удельный вес пожилых людей в населении страны. Кроме того, расходы могут увеличиваться и без соответствующего увеличения числа бедных стариков: например, из-за роста арендной платы дороже становится проживание. Бедные старики в любом случае не выиграли от недавно завершенной пенсионной реформы большой коалиции. Для получения ранней пенсии как многолетним плательщикам взносов многим старикам не хватает необходимого стажа, например, из-за того, что они долгое время были безработными.
Кроме увеличения расходов есть и другие признаки растущей старческой бедности: все больше пожилых людей продолжают работать и после достижения законодательно установленного пенсионного возраста 65 лет.
В конце июня 2013 года в стране насчитывалось 829 173 мини-джобера (люди, работающие за минимальную плату) старше 65 лет, а почти 137 тыс. мини-джоберов были даже старше 74 лет. По сообщению хемницкой Freie Presse, это показывает статистика федерального агентства по труду. Бумага была затребована вице-лидером фракции левых в бундестаге Сабиной Циммерман.
По сравнению с прошлым годом их число возросло почти на 36 тыс., а в 2003-м — почти на 270 тыс. Однако за это время число работ с минимальной оплатой труда явно увеличилось и для населения в целом. К тому же неясно, как много мини-джоберов отвергли заслуженный отдых из-за необходимости обеспечивать свое существование.
Все же число людей старше 65 с регулярным, облагаемым страховыми отчислениями заработком растет. Статистика показывает около 183,5 тыс. занятых, и это почти на 19 тыс. больше, чем в 2012 году. При этом возрастная группа от 65, включая мини-джоберов, впервые занимает более 1 млн рабочих мест. По мнению Циммерман, большинство продолжает работать «не для удовольствия или чтобы занять время, а из чисто финансовой необходимости».
При существующей в Германии системе работающие люди выплачивают в государственный фонд средства на содержание нынешних пенсионеров, а затем из этого же фонда они получат свою пенсию.
Причем чем больше взносов они платят сейчас, тем больше пенсионных прав получат потом. Сейчас взнос рядового немца в пенсионный фонд составляет 19,6% ежемесячной заработной платы и половину этой суммы оплачивает работодатель.
Во время прохождения армейской службы или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Итоговая пенсия рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за период трудового стажа. Они зависят от возраста на момент выхода на пенсию, стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. Кроме государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие трудящиеся участвуют в негосударственных пенсионных фондах и разрабатывают личный пенсионный план.
Не так давно в законе о выходе на пенсию с 63 лет была обнаружена лазейка, позволяющая прекращать полноценно работать уже в 61. Федеральное правительство в ответ на запрос фракции «зеленых» в бундестаге признало, что, если пожилой человек зарегистрируется как безработный и поступит на низкооплачиваемую работу (тот самый мини-джоб) на несколько часов в неделю, стаж ему все равно зачтется. Закон предполагает выход на пенсию в 63 года при подтвержденном стаже 45 лет уплаты страховых взносов, при этом допускается двухлетняя пауза на безработность или низкооплачиваемую работу. Здесь и кроется возможность злоупотреблений. Многие депутаты, узнав о существовании подобной лазейки, выразили негодование.
«Пенсия с 63 лет должна полагаться тем, кто вкалывает, а не жуликам, работающим пару часов в неделю», — заявил депутат от ХДС Йенс Шпан.
Сейчас правительство исходит из того, что возможностью выхода на пенсию с 63 лет сразу же воспользуются 40 тыс. человек и до 20 тыс. в каждый последующий год. По оценкам «зеленых», до конца 2017 года дополнительные расходы составят €1 млрд, а общие расходы на инициированную министром труда реформу за тот же срок оцениваются в €7 млрд. По данным федерального агентства труда, если 5% претендентов на прекращение трудовой деятельности в 63 года бросят работать в 61, расходы возрастут на €190 млн, при 15% — на €1 млрд, при 25% — на €1,7 млрд.
Многих европейцев беспокоит проблема старения населения: еще в 2013 году пенсионные расходы государств, входящих в Евросоюз, составляли почти 13% суммарного ВВП этих стран. И в дальнейшем на содержание пожилых людей Европа будет тратить еще больше. Сейчас на каждого европейского пенсионера в среднем приходится четыре человека трудоспособного возраста, однако уже к 2050 году это соотношение может составить 1 к 2.
Для России проблема старения нации также актуальна. В 2012 году количество россиян в возрасте 60 и более лет и старше составляло почти 19% населения, а возрастной порог 65 лет превысил уже каждый восьмой гражданин России. К 2030 году, согласно официальному демографическому прогнозу, количество людей в возрасте 65 лет и старше будет более 28%. По прогнозам ООН, к 2050 году в России экономически активных граждан (в возрасте 20–60 лет) будет едва ли больше половины населения.
«Конечно, существует общая проблема стабильности пенсионной системы, связанная со старением населения, — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. —
Если люди живут дольше, значит, нужно адекватно этому менять планку пенсионного возраста.
В России работает большое количество пенсионеров, но это во многом связано с тем, что на пенсию россияне выходят довольно рано, даже если не принимать во внимание военнослужащих и несколько миллионов «досрочников» вполне трудоспособного возраста — врачей, учителей, работников производств с особыми условиями труда».
В Германии есть ограничения на размер выплат работающим пенсионерам: суммарный объем пенсии и зарплаты не превышает заработок, который был в момент выхода на пенсию. «Мне кажется, что это в целом правильно, ведь пенсия — это своего рода страховка утраченного заработка», — добавляет Горлин.