Киргизская дилемма Евразийского союза

Россия расширяет Евразийский союз за счет Киргизии и Таджикистана

Рустем Фаляхов
Киргизия готова вступить в Евразийский союз. Однако идти на этот шаг Бишкеку следует вместе с Таджикистаном, считают эксперты. В противном случае внешняя граница союза не будет защищена от наркотрафика из Афганистана.

Вступление Киргизии в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии откладывалось пять раз. Когда республику возглавляла Роза Отунбаева, усилилось сближение с Евросоюзом. Тем более что Брюссель не скупился на выделение средств. С 1995 года Киргизия получила от ЕС на реализацию различных программ, в частности ТАСИС и TRASECA, около 200 млн евро. Это не кредиты, а безвозвратная финансовая помощь. Деньги предназначались на институциональные и инфраструктурные реформы, укрепление демократии, реформирование образования, энергетики и коммуникаций.

В 2010 году в Киргизии произошел государственный переворот, во время которого был свергнут режим Курманбека Бакиева. Бакиев, в свою очередь, пришел к власти в результате «тюльпановой революции» 2005 года. С конца 2011-го республику возглавляет Алмазбек Атамбаев, его симпатии на стороне Евразийского союза.

Атамбаев любит повторять фразу, ставшую символом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. «Кто желает восстановить Советский Союз, тот не имеет ума, но тот, кто не скорбит по Советскому Союзу, тот не имеет сердца», — заявил президент Киргизии на одном из международных форумов. Вполне созвучно оценке Владимира Путина, назвавшего распад СССР «величайшей геополитической катастрофой XX века».

Но дальше красивых фраз дело движется с трудом. В ноябре прошлого года Киргизия отказалась подписывать «дорожную карту» по вступлению в Таможенный союз. Официальный Бишкек утверждал тогда, что «карта» была одобрена в Москве без учета интересов Киргизии. «По «дорожной карте», которую кто-то утвердил, мы вступать не будем. Неужели вы меня не знаете? Продавить со мной что-нибудь невозможно. Уж слишком я закалился!» — гордо заявлял киргизский глава в декабре прошлого года на саммите ЕврАзЭС в Москве.

Но в мае этого года Атамбаев все-таки пообещал Москве, что Киргизия встретит новый, 2015 год в составе ЕАЭС.

Сразу же стала известна и цена «безболезненного вхождения» Киргизии в Союз — $1,5 млрд. Их выделит Москва. Сейчас создается фонд развития с уставным капиталом в $500 млн. Еще столько же составит льготный кредит. При этом размер всего ВВП Киргизии составляет около $6,5 млрд.

Суть разногласий с Москвой очевидна. Промышленность не была сильной стороной экономики Киргизии даже в советское время. Сейчас тем более. Население (5,5 млн человек) живет в основном за счет реэкспорта китайских товаров. На окраине Бишкека расположен крупнейший рынок в Центральной Азии – «Дордой». Есть еще два менее знаменитых рынка — «Кара-Суу» и специализированный рынок тканей «Мадина».

Здесь самые низкие цены на одежду и обувь на всем постсоветском пространстве. Дешевле только в Китае, откуда все это добро и поставляется в гигантских объемах. Идея возрождения Великого шелкового пути из Азии в Европу сейчас очень популярна в центральноазиатских республиках, и «Дордой» — символ этой идеи.

Дешевизну товаров обеспечивают в первую очередь низкие таможенные пошлины между Киргизией и Китаем.

По данным минэкономики Киргизии, сейчас средняя ставка таможенных пошлин на импорт составляет 5,2%. Если же Киргизия вступит в ЕАЭС, ставка почти удвоится. В отсутствие низких таможенных пошлин экономика Киргизии, во многом основанная на рыночной торговле, просто рухнет.

По оценкам киргизской стороны, почти 80% местных предпринимателей делают бизнес именно на перепродаже дешевого китайского ширпотреба, овощей, фруктов и других товаров бюджетной категории. Киргизия ежегодно реэкспортирует китайских товаров на $10 млрд.

Но дешевизну товаров обеспечивают не только низкие таможенные пошлины, но и контрабанда.

Протяженность границ Киргизии с Китаем – 1049 км. Граница проходит по естественным препятствиям – горным рекам и гребням гор Тянь-Шаня и Памира и почти не контролируется. И по горным тропам перевозят не только джинсы и кроссовки, но и запрещенные к ввозу товары. На контрабанде, поступающей из Китая в Киргизию, а далее в Казахстан и Россию, кормится армия чиновников и торговцев.

Россия признает проблему реэкспорта и готова списать долг Киргизии перед Россией на сумму $493 млн. Впрочем, главная проблема во взаимоотношениях двух стран устранена. Президент Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения о размещении на территории страны авиабазы США.

После того как Киргизия оформит членство в Евразийском союзе, «дырявая граница» с Китаем станет частью внешней границы России (а также Казахстана и Белоруссии).

На этом перечень потенциальных проблем для России не исчерпывается.

На юге Киргизия граничит с Таджикистаном. Общая протяженность границы почти такая же, как с Китаем, — 970 км. По данным госпогранслужбы Киргизии, согласовано порядка 500 км совместной границы. Оставшаяся половина является предметом споров и поводом для постоянных инцидентов на границе. За последние годы Киргизии не удалось согласовать ни одного километра границы с таджиками.

Таджикистан в свою очередь граничит с Афганистаном, напоминает профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности РАНХиГС Александр Михайленко. «Если незащищенная граница Киргизии станет внешней границей Евразийского союза, то мы получим усиление наркотрафика из Афганистана через Таджикистан», — говорит Михайленко.

Ежегодно от наркотиков в России гибнет примерно 30 тыс. человек Но укреплять киргизско-таджикскую границу Москва пока не будет. Таджикистан – очередной претендент на вступление в ЕАЭС.

«Судя по тому, как вступал в ЕАЭС Казахстан, Москва сначала добьется вступления в состав союза Таджикистана, а потом уже своими силами будет фиксировать его внешнюю границу», — говорит Михайленко. Стоимость укрепления 1 км границы с погранпостами и колючей проволокой примерно равна $1 млн. Если граница проходит по труднодоступной горной местности, стоимость будет выше, добавляет эксперт.

Причем Душанбе избрал точно такую же тактику вступления в союз, какой пользовались сначала Белоруссия и Казахстан, а теперь страны-претенденты Киргизия и Армения. Это тактика повышения стоимости входного билета в союз путем затягивания переговоров. Эксперты не сомневаются в том, что свой $1 млрд Таджикистан получит. В конце концов, чем Таджикистан хуже Киргизии?

Впрочем, Москва тоже пытается ограничить аппетиты центральноазиатских партнеров.

Гражданам Таджикистана запретили с 1 января следующего года въезжать в Россию по внутренним паспортам. Это удар по таджикским гастарбайтерам. По данным МИД РФ, в России на заработках находятся около 1,5 млн граждан Таджикистана. В 2013 году таджики отправили домой около $4 млрд, почти половину всего ВВП страны.

Душанбе уже начал большой торг. Там заявляют, что нет смысла вступать в союз, если нет общей границы: «Вот когда Киргизия вступит и появится общая граница, тогда посмотрим». Параллельно Таджикистан ведет переговоры с ЕС о выделении на 2014–2020 годы €1 млрд на реформы в здравоохранении, образовании и на селе.

Глава Центра свободного рынка Таджикистана Константин Бондаренко не видит критической необходимости для вступления Таджикистана в ЕАЭС. Вступление лишь усилит зависимость, но не добавит преимуществ рынку труда и в значительной мере ограничит его за счет повышенных таможенных пошлин, а также возможности дешевого импорта товаров из Китая, Турции и Ирана, что довольно критично для небогатых таджикских потребителей.

Зато Россия за счет членства Киргизии в союзе получит возможность усилить свой контроль над республиками Средней Азии. Хотя конкурировать здесь придется не только с США, но и с Китаем.

«Может показаться, что Россия выиграет от присоединения бедных родственников на постсоветском пространстве, как выиграли Германия и Франция от расширения ЕС. Но польза не столь очевидна. Не всегда понятно, кто больше выигрывает от интеграции: слабые страны или сильные», — говорит Кирилл Линник, эксперт Русской школы управления. Германия начала получать дивиденды от расширения ЕС спустя 10–15 лет, добавляет Линник. Сколько времени понадобится России, чтобы извлечь экономические выгоды от присоединения малых экономик на пространстве бывшего СССР, ясно не до конца.