На этой неделе Украина должна подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом (политическая часть часть документа была подписана 21 марта). Окончательный текст документа до сих пор не согласован. Однако комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле опубликовал текущую версию проекта «дорожной карты» реформ, над которой трудились представители Еврокомиссии и украинского правительства с февраля.
Представители ЕС всячески подчеркивают, что никаких послаблений для Украины по части реформ не будет, но, чтобы страна могла их провести, Евросоюз готов помогать Украине финансово.
16 мая Киев получил от Европы €250 млн безвозвратной финансовой помощи. Всего европейцы готовы выделить Украине на реформы €11,2 млрд.
Одно из ключевых требований «дорожной карты» — проведение всеобъемлющей конституционной реформы уже этим летом. Попутно от Киева требуют реформы всех органов власти, от прокуратуры и судебной системы до наделения региональных властей дополнительными полномочиями. Украина также должна провести реформу силовых ведомств, чтобы улучшить деловой климат и защитить иностранных инвесторов от корпоративного рейдерства, которое процветало в стране все 23 года ее независимости.
Но главное требование Еврокомиссии — добиться от Украины серьезных экономических реформ. Брюссель готов уже в этом году выделить Украине €1,61 млрд на модернизацию бюджетного кодекса и налогового законодательства.
В обмен на налоговые реформы Брюссель также обещает обеспечить финансированием программы регионального развития южных и восточных областей страны, а также программы по улучшению показателя энергоэффективности экономики страны.
Кроме того, от Украины требуют устранить технические барьеры во взаимной торговле с Европой, упростить фитосанитарные требования к качеству европейской продукции, провести всеобъемлющую реформу «Нафтогаза Украины».
Газового монополиста, кстати, могут и вовсе разделить на две компании, но пока официального подтверждения этому нет. Пока премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил лишь о том, что ГТС останется в государственной собственности. «Украинская ГТС остается в государственной собственности. Украинские газохранилища также остаются в государственной собственности», — отметил глава правительства и добавил, что это первые шаги к формированию энергетической независимости государства.
Яценюк также заявил, что газовая отрасль Украины нуждается в реформах. Две ключевые задачи — остановить строительство «Южного потока» и направить все объемы газа через украинскую ГТС, а также наладить реверсные поставки газа из Европы. «Сейчас мы отправили правительственную делегацию в Брюссель, и проводятся переговоры для увеличения реверса на Украине», — сказал глава украинского правительства. Болгария в четверг, 19 июня, заявила о том, что не будет продолжать строительство «Южного потока» без соответствующей санкции ЕС.
Большое внимание в документе уделяется и сельскому хозяйству Украины. Брюссель требует от Киева реформы законов относительно оборота сельхозземель и пересмотра содержания кадастра относительно требований к качеству украинских товаров. Плюс ко всему Украина должна будет отменить сложную систему получения разрешений на импорт продукции европейского животноводства. В обмен ЕС обещает финансовую поддержку. ЕБРР уже заявил о готовности выделить украинским производителям свинины кредит в размере $30 млн.
Европа, очевидно, рассчитывает на рост экспорта на Украину своей животноводческой продукции. Но в этом году из-за девальвации гривны и растущей активности украинских производителей импорт, например, свинины только упадет, причем в два раза.
По словам президента ассоциации свиноводов Артура Лозы, в прошлом году Украина импортировала 234 тыс. тонн свинины, а в этом вряд ли сможет купить более 120 тыс. тонн. При этом министерство аграрной политики и продовольствия прогнозирует рост ее экспорта в 1,7 раза, до 12 тыс. тонн.
Кроме того, Киев хотят заставить сократить дотации угольной промышленности страны, снизить энергопотребление ключевых государственных предприятий. Рада в пятницу, 20 июня, не поддержала проект закона о признании отрасли машиностроения одной из приоритетных в промышленности Украины. Документ предполагал введение временных мер государственной поддержки для предприятий отрасли, но одобрение депутатов не получил.
Европейцы ждут от Украины роста ВВП и показателей экспорта, снижения потребительских цен, снижения поступлений от ввозных пошлин на импортные товары и роста занятости населения.
Министр экономики Украины Павел Шеремета надеется, что режим свободной торговли с ЕС позволит его стране увеличить экспорт на 30%. «Есть пессимистические оценки и оптимистические, но все они выходят в плюс. Расчеты колеблются между 2% от ВВП, и есть оценки об увеличении украинского экспорта почти на треть от новых возможностей», — сообщил он. Свои расчеты киевское правительство, по словам чиновника, делает на основе опыта центральноевропейских стран, которые уже интегрировались в европейский рынок.
Шеремета напомнил, что в ЕС действует режим автономных торговых преференций для товаров с Украины. Европа уже отменила пошлины, отмечает он, на 95% продукции украинской промышленности и на 84% продукции сельского хозяйства. Министр экономики также попросил от руководства страны карт-бланш на серьезные структурные изменения внутри министерства.
Верховная рада, кажется, уже готовится к проведению масштабных реформ. В четверг парламент принял в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины». Документ, в частности, предусматривает снижение налога на прибыль для предприятий. Постепенно Украина приводит в порядок и ситуацию с долгами. Нацбанк уже отчитался, что за первый квартал этого года валовой внешний долг Украины сократился на $4,7 млрд, или на 3,3%.
Экономист Владимир Харко полагает, что сейчас на Украине удачное время для реформ: шоковую терапию проще проводить тогда, когда люди реагируют в большей степени на события на Донбассе, чем в экономике.
«Социальный болевой порог понизился. И этот период надо использовать», — убежден он. А вот экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолий Близнюк в эффективность проведения реформ, на которых настаивают Еврокомиссия и МВФ, в условиях падающего уровня жизни украинцев не верит. Больше всего эксперта беспокоит поднятие цен на газ. «В сентябре нас будет ждать или третий Майдан, или сразу двадцать четыре, то есть в каждой области», — опасается он.