Ракета-сносители

Программа импортозамещения украинской военной продукции будет готова к концу июня и обойдется минимум в $15 млрд

Рустем Фаляхов
Заместить импорт украинской военной продукции Россия планирует за два-три года, обещает Минпромторг. Программа импортозамещения будет готова к концу июня. Эксперты не разделяют оптимизма чиновников: по их мнению, потребуется как минимум десять лет и $15 млрд дополнительных вливаний из бюджета.

Министерство промышленности и торговли России разрабатывает программу импортозамещения. В том числе по замене украинской военной продукции. Программа будет готова до конца этого месяца, заявил в четверг глава ведомства Денис Мантуров на совещании в Казани. «Уже разработан четкий план по всем комплектующим», — сказал министр.

Программа импортозамещения предусматривает выделение дополнительных средств из федерального бюджета, добавил Мантуров, не уточнив размер дополнительных вливаний. Минпромторг в четверг не смог предоставить оперативный комментарий о параметрах программы.

Необходимость в программе замещения украинской военной продукции появилась еще в феврале-марте, после того как конфликт России и Украины перешел в острую фазу, а Крымский полуостров вернулся в российскую юрисдикцию. Назначенный Верховной радой исполняющим обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о прекращении производства и поставок в Россию оружия и вооружений. Но изготовление и поставки продукции двойного назначения, например двигателей к вертолетам, которые могут использоваться и в военных, и в гражданских целях, продолжались до середины июня. Правда, с перебоями.

С 17 июня Украина полностью отказалась от сотрудничества с Россией по линии ВПК. Это потребовал в категоричной форме президент Петр Порошенко.

Российская программа импортозамещения рассчитана на два года, по некоторым направлениям — на три года, уточнил Мантуров. А вице-премьер Дмитрий Рогозин называл ранее срок два с половиной года, в течение которых российская промышленность сможет полностью отказаться от производимой на Украине продукции оборонного комплекса.

Сделать это будет непросто. Российский и украинский оборонный комплекс когда-то были одним целым, и спустя два с лишним десятилетия после развала СССР кооперация по линии ВПК остается значительной. По данным Минпромторга, портфель российских заказов для украинских предприятий (военный и гражданский профили) — $15 млрд, или 8,2% ВВП Украины (с учетом Крыма).

Запрет на экспорт ударит по многим украинским оборонным заводам. В кооперации с Россией состоят 50 украинских заводов ВПК. Например, «Зоря — Машпроект». Он поставляет судовые энергетические установки (газотурбинные двигатели, газогенераторы, редукторы) для надводных кораблей и катеров МВФ и Погранслужбы ФСБ России. В частности, для проекта «Адмирал Советского Союза Горшков», который был спущен на воду в 2010 году. К 2020 году планируется построить еще пять-шесть судов подобного класса. «Зоря — Машпроект» производит также продукцию и для российской энергетики, в частности для газопровода «Северный поток».

Харьковский завод «Турбоатом» поставляет турбины для российских АЭС, а также для гидро- и тепловых электростанций. Основные заказчики — российский «Росатом» и «РусГидро».

Важная для России статья российско-украинской военной кооперации — межконтинентальные баллистические ракеты Р36 (по американской классификации — «Сатана»). Эти ракеты были спроектированы еще в советское время в днепропетровском КБ «Южное» и производились на заводе «Южмаш». Несколько лет назад Украина конвертировала ракеты в космический проект «Днепр», но продолжает предоставлять России услуги по обслуживанию арсенала ядерных ракет, стоящих на вооружении в России.

Но самая весомая статья экспорта украинского ВПК — это поставки двигателей для вертолетов с предприятия «Мотор Сич» в Запорожье. Россия является основным покупателем завода — 80% продукции двигателей для вертолетов, а также пассажирских и транспортных самолетов, неофициально подтвердили «Газете.Ru» на заводе «Мотор Сич».

Объединенная авиастроительная корпорация закупает у «Мотор Сич» двигатель Д-436 для самолетов Ан-148 и двигатели Д18Е для самолетов Ан-124 «Руслан». «Вертолеты России» закупают двигатели ТВ3-117/ВК-2500 для вертолетов Миля и Камова, Д-136 — для Ми-26. «Мотор Сич» в 2011 году подписал пятилетний контракт с холдингом «Вертолеты России» на $1,2 млрд на поставку 250–270 украинских двигателей в год для российских коммерческих вертолетов.

Объединенная двигателестроительная корпорация приобретает авиационные двигатели АИ-222-25 для Як-130. Всего на заводе производят 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов.

Кроме России аналогичная продукция поставляется в некоторых количествах в Индию, Китай, Эмираты, Чехию и некоторые страны Латинской Америки. Но эти страны покупают именно двигатели, если приходит срок их замены или ремонта на вертолетах, поставленных в эти страны Россией. Кроме авиационных двигателей завод производит газовые турбины, протезы для коленных и тазобедренных суставов, молочные сепараторы, газонокосилки, мотопилы, примусы, лампы паяльные... Но на такой продукции много не заработаешь, признают на заводе.

Отказ от поставок в Россию обернется катастрофой для предприятия, на котором трудятся (в Запорожье, Снежном и Виннице) 27 тыс. человек.

«Опасность массового увольнения рабочих и даже банкротства существует. Наша продукция Европе не нужна, и НАТО тоже она без надобности, технические стандарты другие», — пояснили «Газете. Ru» на заводе.

Но шанс на то, что российские и украинские политики все-таки договорятся о возобновлении кооперации, сохраняется. Деловые связи пока еще не разорваны. «Политическое заявление о прекращении сотрудничества все слышали, но соответствующего документа об этом на заводе не видели и граница пока еще не закрыта», — намекнули на предприятии.

Если завод «Мотор Сич» потеряет российский оборонный заказ, то дело не ограничится банкротством и увольнением работников. «Отказ от поставок в Россию уже никак не свалишь на «клятых москалей». Тут все Запорожье поднимется и захочет присоединиться к юго-восточным регионам», — иронизирует Руслан Пухов, глава Центра анализа стратегий и технологий.

Но и для России разрыв с крупнейшим поставщиком оборонной продукции и в целом с ВПК Украины окажется очень болезненным.

По подсчетам Пухова, украинская оборонная отрасль производит для России примерно 4 тыс. наименований узлов и деталей. «План импортозамещения, если он рассчитан на два-три года, как уверяют чиновники, — это шапкозакидательство», — возмущается Пухов и приводит в подтверждение своих слов историю создания российского завода имени Климова.

Конструкторско-производственный комплекс «Климов» под Санкт-Петербургом (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) было решено построить после «оранжевой революции» на Украине в 2004 году. Завод до сих пор достраивается, и его продукция — вертолетные двигатели — не запущена в серийное производство. В 2014 году завод выпустит 50–60 вертолетных двигателей, в 2015 году — 120 двигателей. Но уже сейчас России требуется 300–350 двигателей. В этом признался на встрече с президентом Владимиром Путиным глава «Ростехнологий» Виктор Чемезов. «Я думаю, что в 2016 году мы уже выйдем на проектную мощность 300–350 штук двигателей в год. Это обеспечит полностью как гособоронзаказ, так и экспортные поставки в части вертолетных двигателей», — сказал в четверг глава «Ростеха».

«Вот какими темпами реализуется программа импортозамещения. Какие еще два-три года? Потребуется 12–13 лет, чтобы заменить украинскую продукцию», — резюмирует Пухов.

На самом деле ситуация выглядит немного лучше, чем может показаться, считает политолог Станислав Белковский.

«Директор и совладелец запорожского завода «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев настроен пророссийски и заранее поставил в Россию двигателей больше, чем требуется. Сделал, так сказать, запас, и его хватит на некоторое время», — говорит Белковский.

Но эксперт также не испытывает оптимизма относительно рекордных сроков импортозамещения, заявленных правительственными чиновниками. По мнению Белковского, возможна ситуация, когда экспорт украинской продукции будет негласно продолжен. Либо напрямую в Россию, либо через Белоруссию, которая входит в Таможенный союз вместе с Россией.

С марта по июнь Минпромторг зафиксировал более 20 фактов срыва поставок с Украины.

Запрет на военное сотрудничество — не более чем инструмент в войне нервов, которую ведет Украина, не исключают эксперты. Президент Порошенко прекрасно осведомлен о последствиях сворачивания оборонного экспорта для экономики Украины. Но в этом случае, возможно, будет действовать принцип: война войной, а экспорт по расписанию. «Да, Порошенко делает резкие заявления. Иначе его не поймут на Западе. Ведь Украина называет Россию агрессором. Не может же она поставлять агрессору оружие, от применения которого гибнут украинские солдаты», — говорит Белковский.