Москва ожидает от Киева выплат по долгам Януковича, заявил замминистра финансов России Сергей Сторчак. Речь идет о $75 млн купонных выплат по еврооблигациям, которые Украина должна произвести до 20 июня.
В декабре 2013 года Россия выкупила украинские евробонды на $3 млрд долларов в рамках обещанной помощи на $15 млрд. Тогда же Москва пообещала на треть снизить цену газа — до $268,5 за 1 тыс. куб. м.
Срок погашения этого первого транша облигаций истекает в конце 2015 года, уточнял российский министр финансов Антон Силуанов, но первые платежи по обслуживанию этих облигаций должны поступить уже в июне 2014 года.
В словах Сторчака можно увидеть опасение, что с выплатой возникнут проблемы. «Контактов на уровне минфинов нет», — заявил Сторчак. Ряд экспертов, опрошенных «Газетой.Ru», не исключают такого варианта развития событий.
«Могут и, скорее всего, возникнут. Новое правительство Украины, вероятно, сошлется на то, что заем был осуществлен при власти коррупционера Януковича и граждане Украины не обязаны расплачиваться за его аферы с Россией», — полагает аналитик Альпари Анна Кокорева. – Или другой вариант: в Киеве могут заявить, что оставят эту сумму в казне в счет возмещения «переплаты» за газ украинским народом».
«Существует политический контекст, — объясняет эксперт по госдолгу Экономической экспертной группы Игорь Беляков. – Украина считает, что ее обидели и теперь она может делать что угодно. Такую позицию мы видим, например, в переговорах по оплате газового долга. В принципе естественно предположить, что она распространится и на суверенный долг».
«Данный вопрос лежит скорее не в экономической, а в политической плоскости, — отмечает генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. —
Платеж по купону в $75 млн долларов — это несущественный объем, который не критичен для украинского правительства даже в той сложной экономической ситуации, в которой оно находится сейчас. Но не исключен сценарий, при котором украинские чиновники могут политизировать данный процесс и намеренно не выполнять свои обязательства».
Впрочем, большинство экспертов склонны считать, что Украина заплатит.
«Величина выплат достаточно небольшая. Кроме того, долг был оформлен в виде еврооблигаций, а это международный инструмент. И отказываться от обязательств по еврооблигациям невыгодно для Украины с точки зрения ее имиджа как участника международных финансовых отношений», — полагает Беляков.
«Правительство Украины вряд ли станет подвергать страну риску технического дефолта из-за суммы в $75 млн, – уверен заместитель директора инвестиционно-торгового департамента Абсолют-банка Андрей Зайцев. — Может возникнуть проблема кросс-дефолтов, в этом случае возможно резкое осложнение работы с международными институтами, которые чисто формально не смогут игнорировать факт дефолта».
Рейтинг Украины уже давно находится ниже «инвестиционного», этот уровень еще называют «мусорным». Это означает, что международные рейтинговые агентства считают вероятность дефолта по облигациям довольно высокой. Однако, по словам экспертов, даже с таким рейтингом Украине есть что терять.
Пока Украина исправно производит облигационные выплаты. В начале июня Киев расплатился по суверенным бондам на сумму в $1 млрд. Как сообщала Ирландская фондовая биржа, где торговались выкупленные Россией бумаги, листинг и обращение выпуска облигаций на $1 млрд со ставкой 7,95% годовых прекратились с 4 июня 2014 года. При этом в материалах не содержалось указаний на технический дефолт со стороны Украины.
Объявленный дефолт взвинтит доходность. «В интересах Украины не допускать данного события. Таким образом, мы ожидаем, что Украина проведет перевод средств по данному купонному платежу», — говорит и управляющий активами Concern Genaral Invest Владислав Метнев.
Украина ведь не просто испытывает финансовые сложности — она находится в противостоянии с нами, и поддерживает ее Запад. Поэтому она заинтересована в том, чтобы сохранить перед ним лицо».
«Платеж по долгу – это формальный и очень короткий контакт, для которого не требуется дополнительных согласований на уровне Минфина. Как финансовый агент правительства, Национальный банк Украины может осуществить его в виде обычной банковской операции», – пояснил Беляков.
Впрочем, даже при плохом развитии ситуации, Москва потенциально все же сможет вернуть свои деньги. «Если наступит дефолт по евробондам, это будет означать, что Москва как держатель облигаций через так называемого трасти, который действует от имени всех держателей облигаций, сможет направить требования в арбитраж, предусмотренный условиями выпуска облигаций. – комментирует партнер адвокатского бюро ЕМПП Валентин Петров. — Как правило, таким арбитражем является Лондонский международный арбитражный суд (LCIA). По условиям выпуска, Украина наверняка отказалась от своего суверенного иммунитета по частным требованиям в рамках облигационного выпуска, поэтому решение LCIA должно быть обязательным. Даже если Украина примет внутренний закон и наложит мораторий на исполнение решения LCIA на территории Украины, то Москва сможет обращать взыскания на активы Украины за пределами самой Украины».