Правительство Германии хочет увеличить возраст выхода на пенсию до 76 лет для мужчин и для женщин, опасаясь обнищания населения, сообщает Spiegel. Ранее власти одобрили повышение пенсионного возраста до 67 лет с текущих 65. Кроме того, на следующей неделе министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер, который и сам принадлежит к поколению бебибумеров конца 40-х — начала 50-х прошлого века, собирается устроить общественное обсуждение проекта.
Мероприятие является частью Демографической стратегии федерального правительства, которая была запущена еще черно-желтой коалицией ХДС/ХСС и СДПГ с целью «открыть каждому человеку с учетом способностей и возраста возможности для развития потенциала и реализации представлений о жизни». В 70-страничном отчете о стратегии перечислены все меры, которые планируется внедрять, — укрепление семьи, улучшение условий труда, обеспечение независимого образа жизни в пожилом возрасте, надежная финансовая политика.
Однако реальность не так радужна.
Если Германия хочет предпринять серьезную попытку выбраться из демографической ловушки (наблюдается отрицательный естественный прирост населения: коэффициент рождаемости, который характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении, составляет 0,8. — «Газета.Ru»), немцы должны будут пойти на два радикальных изменения — начать работать до глубокой старости и обеспечить невиданный доселе поток иммигрантов.
Исходя из демографической динамики граждане должны начать получать пенсию не с 67, а с 76 лет. Кроме того, к 2050 году необходимо будет привлечь в страну и поселить 14 млн иностранцев, что составляет в среднем 400 тыс. человек в год, что подразумевает сохранение текущего уровня миграции в Германию. При этом пока преобладают выходцы из европейских стран, поэтому их интеграция в немецкое общество происходит относительно легко. Но скоро последствия экономического кризиса будут окончательно преодолены, тогда поток мигрантов из европейских стран спадет и придется рассчитывать на жителей культурно отдаленных от Европы стран — Индии, части Африки.
Разумеется, мало кто говорит о повышении пенсионного возраста, потому что это напугает граждан. Иногда представители властей даже делают обратное: например, еще в январе министр труда и социального обеспечения Андреа Налес подготовила законопроект о возможности выходить на пенсию в возрасте 63 лет вместо 65 работникам, производившим выплаты в государственный фонд пенсионного страхования на протяжении 45 лет или более. Однако парламент не одобрил эту инициативу.
По текущим планам к концу 2030 года в Германии пенсионный возраст будет равен 67 годам как для мужчин, так и для женщин.
Повышение пенсионного возраста — это мировой тренд во многих развитых и развивающихся странах. В Евросоюзе на данный момент пенсионный возраст для мужчин колеблется от минимальных 60 лет во Франции до максимальных 68 лет в Финляндии, для женщин — от 57 лет и 9 месяцев в Словакии до 68 лет все в той же Финляндии. При этом в ряде стран Европы ожидается повышение пенсионного возраста: к 2060 году максимальным временем выхода на пенсию по ЕС станет 72,5 года для мужчин и женщин в Дании.
Время выхода на пенсию в Австралии зависит от даты рождения гражданина и составляет от 64 с половиной до 65 лет. При этом с 2017 по 2023 год пенсионный порог будет повышаться на шесть месяцев каждые два года, в итоге достигнув 67 лет. В США пенсионный возраст также определяется по году рождения и составляет от 65 до 67 лет.
В Китае пенсионерами считаются мужчины в возрасте за 60 лет и женщины, достигшие 50 или 55 лет, и власти Китая уже долгое время говорят о повышении этого уровня. Данная планка была установлена в 50-х годах XX века, когда ожидаемая продолжительность жизни населения составляла лишь около 40 лет, отмечал замминистра трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР Ху Сяои (цитата по «Синьхуа»). Сейчас же, когда ожидаемая продолжительность жизни возросла до 74 лет, установленный пенсионный возраст является чрезмерно низким, говорил чиновник.
В 2013 году пенсионный возраст в Японии составлял 61 год, однако правительство решило увеличить его до 65 лет. Каждые три года время выхода на пенсию будет увеличиваться на один год вплоть до 2025 года.
В прошлом году в Казахстане одобрили повышение пенсионного возраста для женщин. Каждый год начиная с 2014-го в течение десяти лет он будет повышаться на полгода, таким образом, повысившись до 63 лет и сравнявшись с пенсионным возрастом для мужчин.
В России также ведутся дискуссии о необходимости повышения пенсионного возраста. Министр финансов Антон Силуанов, выступая на состоявшемся в конце мая Петербургском международном экономическом форуме, говорил о необходимости сокращать расходы в пенсионной сфере, в частности повышать пенсионный возраст. «Если мы не будем переходить к повышению пенсионного возраста, то нас ждет просто повышение налогов уже через три-пять лет», — говорил руководитель комитета гражданских инициатив и бывший министр финансов Алексей Кудрин.
Однако в ближайшее время Россию не ждет повышение пенсионного возраста, уверял премьер-министр Дмитрий Медведев. «Этот вариант не рассматривается, поскольку от этого не последует достаточного экономического эффекта в краткосрочной перспективе», — отметил «Газете.Ru» представитель вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко. По его словам, в России при текущих уровнях пенсионного возраста досрочно на пенсию выходит около 13 млн человек.
Повышение пенсионного возраста в России, на которое власти не готовы пойти из-за непопулярности данного решения среди населения, необходимая мера, считают эксперты.
«В мире уже давно признано, что старение населения — главная угроза для государственных финансов, — говорит руководитель экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. — В многих странах поиск решения данной проблемы поставлен на системную основу. Например, в Европе каждые два-три года выпускается фундаментальный доклад Ageing Report». В нем оцениваются последствия демографических сдвигов для финансов с точки зрения пенсионной системы и расходов на здравоохранение.
Увеличение числа пенсионеров является главным стимулом для повышения пенсионного возраста в большинстве стран, поскольку оно представляет огромную нагрузку для бюджета, говорит Гурвич. У России также есть второй стимул для повышения пенсионного возраста — недостаток рабочей силы, однако у нас проблема признается ограниченно, сетует эксперт.
«Власти и официальные лица говорят, что нам пока не требуется повышать пенсионный возраст», — рассказывает Гурвич. Вместо этого в российской версии пенсионной системы, вступающей в силу со следующего года, предусмотрены стимулы для добровольного более позднего оформления пенсии. При этом, по мнению эксперта, на них вряд ли отреагирует большое число пожилых людей: «Эти стимулы не будут работать, поскольку пенсионеры смотрят на краткосрочную перспективу, для них важнее синица в руке, чем журавль в небе». По этой причине, поясняет он, в России проблема со сбалансированностью пенсионной системы остается нерешенной.
С Гурвичем соглашается и заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников: «Безусловно, надо повышать пенсионный возраст, причем следовало бы это делать уже давно».
Свою позицию он объясняет как будущим недостатком рабочей силы из-за приближающейся в России демографической ямы, так и тем, что пенсионный возраст в нашей стране является одним из самых низких в мире. «Почти все постсоциалистические и постсоветские экономики подняли уровень выхода на пенсию», — добавляет Капелюшников.