Россия и Северная Корея перейдут на расчеты в рублях уже в июне. Об этом в четверг завил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в ходе проходящего во Владивостоке заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
«Решение о списании задолженности КНДР перед Россией позволило нам выйти на решение целого ряда вопросов, которые не могли решаться, потому что над нами висела эта задолженность. Уже в этом месяце между Россией и КНДР начнутся расчеты в рублях, будут открыты первые счета в российских банках. Возможность современных расчетов значительным образом ускорит и облегчит торгово-экономическое сотрудничество», — отметил Галушка.
В начале мая Владимир Путин ратифицировал договор об урегулировании задолженности Северной Кореи перед Россией, размер которой на тот момент составлял $10,96 млрд. Согласно договору, Москва простила Пхеньяну $9,87 млрд, или 90% общего долга.
Оставшуюся сумму ($1,09 млрд) правительство страны чучхе будет обязано выплатить 40 равными полугодовыми платежами в течение следующих 20 лет. Однако российский бюджет все равно не получит эти средства. Согласно двустороннему соглашению, все платежи, направляемые Пхеньяном в счет погашения долга, пойдут на финансирование в КНДР проектов в области здравоохранения, образования и энергетики.
Основная часть долгов Северной Кореи была накоплена еще во времена СССР. Начиная с 1950-х годов Москва выделяла Пхеньяну значительные средства на закупку вооружений, а также продуктов и товаров широкого потребления у стран Варшавского договора.
После краха Советского Союза КНДР платежи по советским долгам прекратила, а переговоры об урегулировании долга продолжались около 20 лет.
Вплоть до 2007 года сторонам не удавалось договориться об условиях погашения займов, однако после предложения российской стороны о возможности списания части долга и предоставления рассрочки по уплате оставшейся суммы или погашения долга в виде инвестиций переговорный процесс получил новый толчок к развитию.
«Переход на расчеты в российских рублях, безусловно, в первую очередь выгоден КНДР. Рубль обеспечен российским национальным благосостоянием, в то время как северокорейская вона не обладает никаким обеспечением и не привязана к национальному богатству. Для Москвы же это новые возможности как на рынке АТР, так и в пока не открытой инвесторами Северной Корее», — говорит «Газете.Ru» заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
В ответ на решение российских властей списать 90% долга КНДР Пхеньян принял решение об облегчении визового режима для российских инвесторов и сотрудников российских компаний, работающих в Северной Корее.
Теперь у предпринимателей из РФ появится возможность облегченного получения многократных виз, а для сотрудников российских компаний также будет открыт доступ в интернет и мобильная связь.
«Эти решения сегодня приняты только для российских инвесторов. Инвесторы из других стран, включая Китай, не имеют такого принципиального подхода, который получила российская сторона», — подчеркнул Галушка.
Однако заявление руководства КНДР является скорее политическим шагом. «То же облегчение визового режима и та же эксклюзивность были несколько лет назад обещаны и Китаю, — отмечает Маслов. — Япония также начала переговоры с правительством Северной Кореи о начале экспорта японских товаров в страну».
Российские компании уже пытаются проникнуть на закрытый для инвесторов рынок Северной Кореи. Так, ООО «Северные прииски» подписало меморандум с правительством КНДР о получении разрешения на добычу золота в провинции Северный Пхенан. В обмен на допуск к добыче золота на территории КНДР компания обещает поставить в республику подержанные самолеты Ту-204.
В прошлом году товарооборот между Россией и КНДР составил всего $112 млн.
Основными статьями российского экспорта в Северную Корею являются продукция машиностроения, электроника, а также другое оборудование. КНДР в свою очередь экспортирует в Россию золото, а также другие полезные ископаемые. Большую роль в пополнении валютных резервов Северной Кореи играют и северокорейские рабочие, отправляемые правительством Ким Чен Ына на сезонные заработки в Сибирь и на Дальний Восток. Приехавшие по трудовой визе мигранты получают в среднем от $40 до $100 в месяц, при этом 70% от месячной зарплаты работника забирают себе пхеньянские власти в качестве «платежа в счет благонадежности».
«Сейчас пытающаяся открыться миру Северная Корея представляет хорошую возможность для соседних стран увеличить свое влияние в регионе, — отмечает Алексей Маслов. — Поэтому главное для России — это не упустить этот рынок».