«Яндекс» начнет торговаться в России

«Яндекс» выходит на Московскую биржу

Александр Орлов
Акции «Яндекса» будут допущены к торгам на Московской бирже. Вторичное размещение поисковика позволит компании увеличить ликвидность акций. Ранее президент Владимир Путин раскритиковал «Яндекс», назвав его проектом с западным влиянием, а первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал российские компании размещаться на отечественных площадках.

Во вторник, 3 июня, акции «Яндекса» класса А будут допущены к торгам на Московской бирже, сообщили «Газете.Ru» источники на рынке.Объем торгуемых на Московской бирже акций будет варьироваться в зависимости от спроса инвесторов, уточняет один из источников. Согласно комментарию поисковика, во вторник на Московской бирже состоится торжественное мероприятие с участием Аркадия Воложа, генерального директора «Яндекса», и Александра Афанасьева, председателя правления Московской биржи. От дальнейших комментариев в компании воздержались.

Информация о том, что «Яндекс» собирается выйти на Московскую биржу, впервые появилась в начале этого года. В конце февраля вице-президент по связям с инвесторами и корпоративному развитию «Яндекса» Грег Абовски сообщил о том, что компания всерьез обсуждает возможность проведения вторичного размещения акций на Московской фондовой бирже. «Рассмотрев вопрос размещения акций компании на ММВБ, совет директоров «Яндекса» в целом поддерживал эту идею», — отмечал тогда Абовски.

Решение компании о листинге на Московской бирже может быть обусловлено целым рядом причин, отмечают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». «Одной из возможных причин выхода поисковика на российский рынок может быть желание компании попасть в индекс MSCI Russia, — говорит «Газете.Ru» аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович. — Однако для этого компании необходимо провести успешное размещение на Московской бирже».

Индекс MSCI Russia служит ориентиром для многих международных инвесторов, вкладывающих деньги в российские активы. В расчете индекса MSCI учитываются три основных параметра: капитализация компании, объем торгов и уровень free float.

«Технически компания может выпустить небольшой объем бумаг на Московскую биржу, а затем введет свободную конвертацию бумаг, торгующихся на Московской бирже и NASDAQ, — отмечает Венгранович. — В перспективе такая модель привлечет не только институциональных инвесторов, но позволит и частным инвесторам, которые не имеют доступа к торгам на NASDAQ, торговать акциями компании».

Другой причиной выхода на Московскую биржу могли стать и возросшие политические риски. В мае 2011 года «Яндекс» провел IPO на американской бирже NASDAQ, разместив акций на $1,3 млрд при оценке всего бизнеса в $8 млрд. Цена акций класса А компании в рамках IPO была определена на уровне $25 за ценную бумагу. Организаторами IPO стали Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs. На данный момент на NASDAQ торгуется более более 70% акций «Яндекса». Текущая капитализация «Яндекса» — около $10 млрд, free float — 244,2 млн акций.

«Американская прописка» компании неоднократно вызывала критику со стороны правительства. Президент России Владимир Путин на медиафоруме Объединенного народного фронта заявил, что интернет возник как «спецпроект ЦРУ США», и рассказал, что «Яндекс» в начале становления компании «тоже поддавили: должно быть столько-то американцев у них, столько-то — у европейцев, и они вынуждены были с этим соглашаться». Кроме того, президент особо отметил, что «Яндекс» частично зарегистрирован за границей, «не только в целях налогообложения, но и по другим соображениям».

Слова Путина обвалили акции «Яндекса» на 5%, хотя в компании и поспешили ответить, что иностранное участие было в основном в форме финансовых инвестиций, а зарубежные серверы используются только для индексирования зарубежного интернета.

Ранее в правительстве активно призывали российские компании торговаться в России. Как отмечал в апреле первый вице-премьер Игорь Шувалов, российским компаниям нужно рассмотреть вопрос о целесообразности торгов на зарубежных биржах. «Сейчас к этому вопросу нужно серьезно подойти всем эмитентам, даже не связанным с процессом приватизации. Даже тем, кто прошел процедуру листинга на других зарубежных биржах, надо серьезно в рамках корпоративных процедур рассмотреть возможность перерегистрации на Московской бирже», — пояснял Шувалов.

Впрочем, для размещения компании могут найтись и другие причины. «Возможно, «Яндекс» хочет ограничить себя от потенциальных рисков введения санкций, — объясняет «Газете.Ru» источник на рынке. — В случае если американское правительство ограничит торги акциями российских компаний, у «Яндекса» останется площадка для котирования своих ценных бумаг».

Бумаги поисковика почти не отреагировали на информацию о грядущем размещении (рост составил 0,13%).

Оперативный комментарий от представителей Московской биржи получить не удалось. Ранее интернет-холдинг Mail.Ru Group также сообщал о намерении получить листинг на Московской бирже. На сегодняшний день глобальные депозитарные расписки Mail.Ru Group торгуются на Лондонской фондовой бирже.