«Роснефть» продолжает активно готовить проекты в Арктике. На Петербургском международном экономическом форуме глава «Роснефти» Игорь Сечин и президент ExxonMobil Exploration (партнер «Роснефти» по арктическим проектам) Стивен Гринли назвали начало бурения в Арктике ключевым событием в мире нефти в 2014 году. Речь идет о поисковой скважин на структуре Университетская в Карском море.
Гринли отметил, что, по оценкам аналитиков, на Арктику приходится 20% мировых запасов нефти, но, по оценкам ExxonMobil Exploration, эта цифра может быть значительно выше. Игорь Сечин заявил, что «Роснефть» связывает с началом добычи на шельфе ускорение роста компании. В частности, именно за счет арктических запасов «Роснефть» рассчитывает до 2025 года увеличить годовую добычу углеводородов на 50%. Согласно отчетности «Роснефти», в 2013 году добыча нефти и жидких углеводородов компании выросла на 72% и составила 4,176 млн баррелей в сутки. Газа было добыто 38,17 млрд кубов, что на 132,9% превосходит результат предшествующего года.
На Питерском форуме «Роснефть» заключила соглашения с Министерством транспорта и МЧС о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе разливов нефти и нефтепродуктов.
«Освоение Арктики является для нас серьезным технологическим вызовом. В связи с этим «Роснефть» активно развивает отношения с компаниями и научно-проектными институтами, которые могут предложить ей инновационные технологические решения», — заявил «Газете. Ru» представитель компании. Также в ходе форума компания подписала соглашения с РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и Санкт-Петербургским академическим университетом о проведении фундаментальных научных исследований и проектных работ.
По словам собеседника «Газеты.Ru», «Роснефть» получила «существенную долю» участия в North Atlantic Drilling Ltd – ведущей буровой компании, специализирующейся на деятельности в суровых климатических условиях. Продавцом выступает головная компания NAD — Seadrill . Размер доли пока не раскрывается, сделка должна быть завершена во втором полугодии. Стороны договорились о привлечении шести установок для бурения на арктическом шельфе. Было подписано также соглашение о технологическом сотрудничестве с General Electric, предусматривающее в том числе развитие совместного исследовательского Центра, который будет заниматься разработкой технологий безопасного арктического бурения, подводной/подледной добычи и переработки, а также подводной/подледной передачи и распределения электроэнергии.
«Арктический проект может стать катализатором для серьезных преобразований в компании, ее превращения в своеобразный инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический «хаб», связывающий ТЭК с такими отраслями, как электроэнергетика, машиностроение и транспорт», — отмечает представитель «Роснефти». Также он сказал, что компания рассчитывает выйти на рынок «с уникальными технологическими решениями по развитию шельфа и добыче нетрадиционных видов углеводородов».
«Пока международные нефтегазовые мейджоры весьма осторожно относятся к широкомасштабному освоению Арктики и до сих пор на этом направлении не добились существенного прогресса, несмотря на высокий уровень технологического развития», — комментирует ситуацию директор аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. По словам эксперта, современные технологии не позволяют экономически эффективно работать на больших глубинах в Арктике и одновременно обеспечивать полную защиту экологии. Также существуют проблемы с отгрузкой и транспортировкой углеводородов в тяжелых ледовых условиях Арктики равномерно в течение года.
«Период отгрузки очень короткий. Требуется ледокольный флот для проводки танкеров. Все это заметно увеличивает себестоимость добычи арктической нефти, что требует специального налогового режима и относительно высоких цен на сырье, — говорит Крюков. — Для эффективной продажи арктической нефти в глобальном масштабе требуется серьезный дефицит нефти, чтобы поддержать цены на стабильно высоком уровне».
По словам эксперта, несмотря на частные случае арктических месторождений, где глубины относительно небольшие и ледовая обстановка не очень сложная, в ближайшее десятилетие говорить о широкомасштабном освоении ресурсов Арктики не приходится. «Это весьма отдаленный горизонт, который находится за пределами разумного прогнозирования. Рынок сможет спокойно функционировать и без арктических углеводородов», — полагает Крюков. Арктическими проектами планы «Роснефти» не исчерпываются. В ходе ПМЭФ российская госкомпания подписала основные условия соглашения с британской ВР (владеет 19,75% «Роснефти») о добыче сланцевого газа в России. Речь идет о разработке так называемых доманиковых отложений в Волго-Уральском регионе (трудноизвлекаемые запасы газа). Будет учреждено совместное предприятие, где «Роснефти» будет принадлежать 51%. Потенциальные запасы не раскрываются. ВР оплатит часть исторических затрат «Роснефти» по этим проектам и предоставит финансирование на условиях «кэрри» в размере $300 млн. Условия подразумевают, что ВР берет на себя финансирование работ на начальных этапах, а в случае начала промышленной добычи затраты будут ей компенсированы. Пилотная программа будет запущена в Оренбургской области.
Как пишет Financial Times, глава ВР Роберт Дадли заявил, что санкции США по отношению к Игорю Сечину не помешают совместному бизнесу ВР и «Роснефти» в России. Игорь Сечин, в свою очередь, заявил, что санкции «уже не так страшны», пишет FT. Также в ходе форума он отметил, что не ощущает действия санкций, а Владимир Путин указал, что они не оказывают критического влияния на экономику России.
Показательно, что российский газовый монополист «Газпром» добычу сланцевого газа (в отличие от сланцевой нефти) считает неактуальной. В ходе Питерского форума глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что добыча сланцевого газа похожа на выжимание воды из камня. Минэнерго России ранее также заявляло, что добыча сланцевого газа в России нецелесообразна, так как традиционного газа более чем достаточно.
«Если есть уверенность в долгосрочном большом сбыте, надо добывать и обычный газ, и сланцевый, возражает президент корпорации «ГазЭнергоСтрой» Сергей Чернин. — В реальности методы добычи сланцевого газа не столь затратны, как казалось ранее». Но, как отмечает Чернин, у «Газпрома», например, очень сильный аналитический департамент. И если он не включает разработку сланцев в инвестпрограмму, значит, так оценивает перспективы рынка. А вот у сланцевой нефти, учитывая нынешние высокие цены на нефть, хорошие перспективы, причем как для «Газпрома», так и для «Роснефти». Чернин считает, что запасы уже разработанных нефтяных месторождений постепенно истощаются, сланцевые залежи могут стать разумной альтернативой разработке арктических запасов.