Миллиардер Петр Порошенко, состояние которого Forbes оценивает в $1,3 млрд, намерен избавиться от всех своих бизнес-активов. «Сразу после выборов будет заключен контракт с инвестиционной компанией для поиска покупателя», — рассказал Порошенко.
Он одерживает победу на выборах президента Украины. За Порошенко, по предварительным подсчетам, отдано 54% голосов.
Порошенко отметил, что вообще-то не видит проблемы, когда бизнесмены идут в политику. «По моему мнению, это намного лучше, чем так называемый чистый политик, который ничего в жизни не делает, только сладко поет и превращает политику в бизнес для зарабатывания денег», — сказал он журналистам. Однако добавил, что сам предпочтет действовать по-другому. «Сейчас я хотел бы заложить и другой пример, когда избранный президент публично продает бизнес-активы, принадлежащие ему, для того чтобы сконцентрировать все свое внимание на служении государству», — заявил Порошенко.
Бывший глава совета Нацбанка Украины и министр экономического развития и торговли, Порошенко владеет группой кондитерских предприятий Roshen, в том числе Липецкой кондитерской фабрикой. Он основатель этой группы. Само название Roshen восходит к фамилии Порошенко. В корпорацию также входят литовские, венгерские, казахстанские и китайские подразделения.
Roshen остается прибыльной, несмотря на препоны со стороны российского Роспотребнадзора.
В июле 2013 года ведомство запретило ввоз конфет Roshen на территорию России, объявив продукцию небезопасной.
Это должен был быть ощутимый удар, поскольку Россия являлась самым крупным рынком Roshen. Однако ведущая кондитерская фабрика группы, киевская, по итогам 2013 года увеличила чистую прибыль в 3,8 раза, до 17,2 млн грн (50,3 млн руб.). Количество работников фабрики за 2013 год сократилось до 1742 человек против 2109 человек годом ранее.
С 21 марта 2014 года корпорация Roshen остановила производство на территории России, поскольку Тверской районный суд Москвы возбудил уголовное дело против группы и арестовал 2,8 млрд руб., находящихся на счетах компании в РФ. В апреле предприятия возобновили работу.
Кроме Roshen Порошенко владеет несколькими автомобильными и автобусными заводами (Луцкий автомобильный завод), верфью «Ленинская кузня», 5-м каналом. Впрочем, последний он продавать не намерен. 5-й канал как собственность, которая мне также принадлежит, не будет продан», — заявил Порошенко на пресс-конференции.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», опасаются, что продавать бизнес Порошенко будет вынужден в ущерб себе. «С экономической точки зрения сейчас не лучший момент для продажи, — считает начальник управления инвестиционно-банковских услуг ИГ (организация запрещена в России) «Велес Капитал» Анна Нагорных. — Основные активы компании Roshen находятся в Украине, а именно четыре кондитерские фабрики (Киевская, Винницкая, Мариупольская и Кременчугская) и фабрики, которые обеспечивают компанию сырьем, — масломолочный комбинат «Бершадьмолоко» и Литынский племзавод. Компании также принадлежат две производственные площадки Липецкой кондитерской фабрики в России и Клайпедская кондитерская фабрика в Литве».
«При текущей конъюнктуре вряд ли сделка окажется выгодной. В течение последнего года иностранные инвесторы активно выходят из украинских активов», — согласна аналитик QB Finance Мадина Абаева. В первую очередь пострадал финансовый сектор, но тенденция затронула и другие сектора. «Распродажа украинских активов происходит на фоне постоянного ухудшения инвестиционного климата в стране, — напоминает Абаева. — Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в феврале понизило кредитный рейтинг Украины с B- до CCC из-за политической нестабильности». Тот факт, что темпы роста экономики Украины замедлились, тоже влияет на оценку активов. Эксперт напоминает, что ВВП на душу населения в 2012 году возрос на 8,7%, до 30,95 тыс. грн, а в 2013 году прирост составил всего 3,3%, до 31,98 тыс. грн.
«На фоне столь неблагоприятной экономической конъюнктуры зарубежные компании готовы продавать активы даже по цене ниже приобретения, настолько высоки риски. И, скорее всего, Порошенко придется сделать то же самое, особенно учитывая, что продать активы он намерен в короткий срок», — говорит Абаева.
«Может быть продана большая часть корпорации без российских активов, судьба которых остается под вопросом», — уточняет Нагорных. Прикинуть возможную цену кондитерской группы, по ее словам, задача нетривиальная.
Если учесть все риски, это может дать 50-процентный дисконт стоимости к украинским активам.
«Оборот компании в 2013 году составил около $1 млрд», — отмечает Нагорных.
Покупателем Roshen может стать норвежская компания Orkla, которая является владельцем петербургской Кондитерской фабрики им. Крупской. «В 2013 году она уже пыталась купить компанию, — вспоминает эксперт «Велес Капитала». — Но сделка не состоялась. Норвежская компания Orkla Foods уже не первый год пытается заполучить дешевые производственные мощности на украинском кондитерском рынке».
Фактически у Порошенко не было выбора, говорит замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин.
«Украинская революция была направлена, в частности, против влияния олигархов на политику. Другое дело, что политические реалии взяли свое, и для стабилизации ситуации на юго-востоке новые власти обратились к тем же олигархам, — напоминает он. — Порошенко мог бы теперь передать активы в управление (например, создав траст), но такой шаг был бы расценен обществом как конфликт интересов — политических и экономических. Фактическое совмещение бизнеса и президентства (пусть и слегка прикрытое) воспринималось бы обществом крайне негативно, это был бы один из прогнозируемых ходов во время избирательной кампании против Порошенко. Поэтому он заранее обещал продать активы, чтобы снять вопросы».