Пленарное заседание с участием представителей западного бизнеса и Владимира Путина сразу пошло не в том ключе, который готовили организаторы форума. Но заявленная тема дискуссии — «Укрепление доверия в эпоху преобразований» — была выдержана на все сто.
Путин и «президиум» расположились на фоне изящно исполненного и при этом масштабного задника — Зимнего дворца, одного из символов российской государственности и главного опознавательного знака «питерской команды» президента. Он выступил с подробным докладом о том, что Россия может предложить западным контрагентам, какие усилия предпринимает по улучшению инвестклимата, назвал «точки роста» для отечественного бизнеса и не отказал себе в удовольствии поведать об успехах на восточном фронте — о газовом контракте с Китаем, который он заключил днем ранее в Шанхае с председателем КНР Си Цзиньпинем.
На модератора Джеффа Катмора доклад не произвел впечатления. Вежливо поблагодарив президента, он предложил поговорить об экономике позднее, а сначала обсудить политическую ситуацию на Украине. И уже от этой темы протянул несколько смысловых цепочек и про взаимоотношения России с США, и про ЕС. К экономическим проблемам телеведущий из CNBC так и не перешел, но проявил себя крепким профессионалом в том, как поджарить аморфную тему про доверие. Сессия вопросов и ответов получилась увлекательной.
За счет прямых и острых вопросов и не в последнюю очередь за счет откровенных ответов. Иногда запальчивых. Путин был вынужден несколько раз специально для западной аудитории делать разъяснения, где он шутит, а в каком месте говорит на полном серьезе.
Примером доверительных отношений Путин считает масштабный (на $400 млрд) газовый контракт с Китаем. Обратный пример — Украина. Преобразований много, доверия — никакого. Ни к Западу, ни к России.
Ситуация с Украиной — парадоксальная, считает Путин. Долг Киева за российский газ достиг $3,5 млрд, Украина признает контракт, а сейчас отказывается по нему платить, настаивая на скидках, не зафиксированных в контракте. В настоящее время, по словам Путина, Киев не платит даже за поставки, осуществленные со скидками. «Вопрос: где наши деньги, на что пошла наша многомиллиардная помощь?» — заявил он.
Путин, по его выражению, посоветовал по-семейному: «Ну хорошо, хотят скидок, ну вы заплатите задолженность хотя бы на тот период, когда скидки действовали. И это отказываются платить. Ну слушайте, как работать-то?» Модератор спросил: признает ли Россия итоги выборов на Украине, которые назначены на это воскресенье? Москва отнесется с уважением к выбору украинского народа, пообещал российский президент. «Надо, чтобы наступило хоть какое-то успокоение», — примирительно добавил Путин.
Но и здесь не удержался, чтобы не поерничать. Он сказал, что власть в Киеве могла бы смениться без переворота и в этом случае Россия была бы вынуждена субсидировать новое украинское руководство.
«Надо было пойти на выборы, и те же люди пришли бы сейчас к власти, только легальным путем. Мы, как идиоты, платили бы $15 млрд, которые обещали, и держали бы низкие цены на газ, дальше продолжали бы субсидировать экономику», — пошутил Путин и выразил надежду, что с Украиной в конце концов удастся договориться.
«Неспособность к поиску компромиссов, нежелание учитывать законные интересы партнеров, прямолинейное давление только приумножают хаос и нестабильность», — резюмировал российский президент, характеризуя ситуацию на Украине и вокруг нее. Затронув взаимоотношения с ЕС и США, он тоже не стеснялся в выражениях и много шутил. Когда модератор спросил, признает ли Путин, что перезагрузка отношений России и США провалилась, и помирятся ли хозяева Кремля и Белого дома, он отвечал в том духе, что ни с кем и не ссорился.
«Но Обама обвинил вас…» — начал модератор и сразу же получил ответ. «Обама же не судья. Пусть идет в суд и там обвиняет. У него своя точка зрения, у меня своя. Вот и все», — отрезал Путин.
Модератор посчитал, что получил неполный ответ на свой вопрос, и переспросил: может быть, Обама неправильно оценивает ситуацию с Украиной или отношения с американским лидером окончательно испортились еще до революции на Украине, из-за Сноудена?
Отдав должное настойчивости журналиста, Путин ответил, что Россия — не та страна, которая выдает борцов за права человека. В зале засмеялись.
Бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден и его несостоявшийся арест — это результат непрофессиональной работы спецслужб США, высказал мнение президент, напомнив, что он и сам когда-то работал в спецслужбах и знает что говорит.
И заверил, что это не ирония. «Он не наш агент, он нам не говорит ничего, хотя, разбойник, мог бы и сказать, все-таки мы ему убежище дали», — сказал Путин.
Президент также отметил, что российские власти не планируют закрывать Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), Twitter или их российские аналоги.
«Мы ничего не собираемся закрывать», — заявил Путин.
Модератор вспомнил под конец сессии, что форум экономический, и задал «экономический» вопрос: как повлияли санкции на российский бизнес?
Путин ответил, что санкции — игры конкурентов. «У меня даже такое подозрение, что, может быть, наши американские друзья, а они изощренные ребята, хотят даже получить определенные конкурентные преимущества в своих торгово-экономических связях с Европой. Других побудительных мотивов, таких серьезных, глубоких, я просто не чувствую, не понимаю, но рассчитываю, что здравый смысл возобладает», — сказал он.
Любые сигналы, связанные с открытостью России в текущем контексте, в том числе в таких областях, как информационные технологии, интернет, это позитивный тренд, считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», считает, что никто и не ожидал, что форум решит проблему низкого доверия между Россией и Западом. «Президент выступил с добротной, но вполне дежурной речью, без нажима.
Стало понятно, что Россия не будет ломать стулья и сжигать мосты», — считает Лукьянов.
По его словам, на форуме царила атмосфера тревожного ожидания перемен. Но к какой модели развития будет двигаться Россия, не вполне понятно. Форум не внес ясности.
Хотя некоторые из участников замечают некоторую переориентацию на Восток. «Импульс взаимодействия с Востоком, с Азией, безусловно, является позитивным фактором и даст России возможность для поиска новых торговых партнеров в регионе. На самом форуме чувствуется присутствие многих представителей Китая, Индии, в целом Азии. Этот новый импульс в какой-то степени задаст тонус конкуренции для западных партнеров и инвесторов», — говорит Лисоволик.
Заявления Владимира Путина обрадовали российский фондовый рынок. В результате индекс ММВБ к концу торгов на Московской бирже вырос на 0,61%, до 1439,31 пункта. Индекс РТС увеличился на 1,14%, составив 1327,88 пункта.