В среду завершился официальный визит Владимира Путина в Китай, в рамках которого президент России также принял участие в международном форуме Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В рамках визита между компаниями двух стран была подписана целая серия договоров о сотрудничестве, причем не только «Газпром» заключил с китайской стороной политически и экономически важное соглашение — были заключены контракты в области энергетики, промышленности, строительства и даже туризма.
Так, «Роснефть» договорилась с Китаем о сроке ввода в эксплуатацию нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, для которого российская компания станет единственным поставщиком.
Российская нефтехимическая компания СИБУР и китайская нефтегазовая компания Sinopec подписали соглашение о создании СП по производству бутадиен-нитрильного каучука мощностью 50 тыс. тонн в год, причем доля Sinopec составит 74,9%, а доля СИБУРа – 25,1%. Данный полимер используется в нефтебуровой, авиационной, пищевой промышленности. Производство будут вести в Шанхае по российским технологиям. В ходе визита также было подписано кредитное соглашение между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком Китая (Эксимбанком) о финансировании проекта разработки Эльгинского угольного месторождения на сумму в $500 млн.
Российский холдинг «Евроцемент групп» заключил ряд контрактов с китайскими компаниями, которые входят в группы компаний SINOMA, CNBM и SINOMACH, на общую сумму около $500 млн. В рамках программы планируется строительство заводов по производству цемента «сухим» способом в Ленинградской, Рязанской, Брянской, Архангельской, Ульяновской и Самарской областях. Общий планируемый объема производства — 17 млн тонн в год.
В Тульской области скоро появится завод китайской автомобилестроительной компании Great Wall Motors. Инвестиции в проект, который разместится на территории индустриального парка «Узловая», составят около $520 млн. Запуск завода запланирован на 2017 год, выход на полную мощность — на 2020-й. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Коммерческая авиастроительная корпорация Китая (Comac) подписали меморандум о сотрудничестве и приступят к совместной разработке широкофюзеляжного пассажирского самолета.
Также в Китае были заключены соглашения, которые не касались сырьевой и промышленной сферы. Российско-китайский инвестфонд (РКИФ), созданный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation, заключили сделки в сфере логистики, туризма и инфраструктуры по уходу за престарелыми на общую сумму в $1 млрд.
«Очень важно для нас и для страны, что все это несырьевые проекты», — сообщил «Газете.Ru» Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций, присутствовавший в составе российской делегации.
По его словам, созданный на межгосударственном уровне российско-китайский инвесткомитет позволит более эффективно обсуждать совместные инвестиции, а РКИФ будет играть важную роль в финансировании этих проектов. Фонд также вложит и привлечет от партнеров из Китая $400 млн на строительство первого железнодорожного моста между Россией и Китаем через реку Амур. Его строительство планируют начать в ближайшие месяцы, завершение проекта намечено на 2016 год. «Это первый мост между Россией и Китаем: сейчас вообще нет мостов между нашими странами — ни автомобильных, ни железнодорожных», — подчеркнул Дмитриев.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве заключили также РЖД и «Китайские железные дороги» — компании будут развивать инфраструктуру, связывающую Россию и Китай, увеличивать пропускную и провозную мощности железных дорог, объемы международных перевозок.
По мнению экспертов, визит оказался весьма продуктивным для торгово-экономических отношений России и Китая.
«Подписанные контракты охватывают достаточно широкий круг отраслей: и транспорт, и нефтегазовый сектор, и авиационную промышленность, — рассказывает «Газете.Ru» главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — Это говорит о том, что был заключен не просто отраслевой пакет, но общеэкономический, который действительно может способствовать переориентации торговых потоков России в сторону Азии».
По подписанным контрактам были достигнуты определенные компромиссные решения и в целом они взаимовыгодны, полагает Михаил Карпов, доцент кафедры цивилизационного развития Востока отделения востоковедения НИУ ВШЭ. «Текущий структурный потенциал российско-китайского сотрудничества сейчас приближен к своему максимуму, который только возможно было достичь при существующих условиях», — отметил «Газете.Ru» эксперт.
По мнению Лисоволика, такого рода соглашения могут придать больший импульс для российского продвижения в Азию, в том числе в плане заключения сделок подобных масштабов и с другими игроками региона. «Итоги визита можно оценивать как качественную трансформацию внешнеторговой политики России», — считает эксперт.
При этом аналитики отмечают, что сотрудничество выгодно как Китаю, так и России.
«Инвестиционный фактор, который сейчас один из самых слабых для нашей экономики, может получить большую динамику ввиду явного усиления инвестиционного сотрудничества с Китаем, — утверждает Лисоволик. — Китай также получит серьезные выгоды в плане диверсификации поставок энергоносителей».
Китайские фирмы также могут получить конкурентное преимущество. Например, для Great Wall Motors в условиях усиливающейся конкуренции на китайском рынке строительство завода за рубежом станет возможностью получить новые разработки. Также строительство завода в России позволит снизить себестоимость производства, а также поможет создать бренду хороший имидж, сообщает китайский сайт Hexun.
Спрос на гражданские перевозки в Китае огромен, сообщает информационное агентство «Хуанхэ»: по прогнозам, в ближайшие 20 лет китайскому рынку гражданской авиации потребуется почти 5000 новых самолетов.
Впрочем, ключевой сделкой все равно остается газовый контракт. Напомним, что во второй день официального визита Путина в Китай удалось достичь подписания соглашения по поставкам природного газа между российским «Газпромом» и китайской CNPC. По контракту Россия будет осуществлять поставку в КНР 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет, общая сумма сделки — $400 млрд. Соглашение, которое стороны пытались заключить на протяжении более чем 10 лет, было подписано в присутствии лидеров России и Китая Владимира Путина и Си Цзиньпина.