Правительство России рассматривает возможность направления $3 млрд бюджетных средств (около 105 млрд руб.), ранее предназначавшихся для двух инфраструктурных проектов, на финансирование Крыма. Среди проектов, которые могут лишиться значительной части бюджетных средств, указываются строительство порта в Тамани (Черное море) и сооружение автодорожного моста через Лену около Якутска, сообщает Bloomberg со ссылкой на письмо советника президента по экономическим вопросам Андрея Белоусова. Как следует из документа, оценить возможность перенаправления средств поручил правительству Владимир Путин.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и пресс-служба Министерства транспорта отказались прокомментировать письмо.
Перераспределение средств, очевидно, требуется для изыскания сумм, необходимых для дальнейшего развития Крыма. На поддержку полуострова потребуется около 130 млрд руб. в 2014 году и до 200 млрд руб. бюджетных средств ежегодно в последующие годы, сообщил журналистам министр экономического развития Алексей Улюкаев. Инвестиции в размере от 500 млрд до 900 млрд руб. до 2020 года могут потребоваться Крыму, по данным, оглашенным на прошлой неделе министром Крыма Олегом Савельевым. В целом запланированный объем инвестиций в новый российский регион с 2014 по 2017 год — 526 млрд руб., не считая строительства моста через Керченский пролив и других инфраструктурных проектов, говорится в письме со ссылкой на оценки Минфина.
Для сравнения, согласно концепции федеральной целевой программы «Юг России (2014–2010 годы)», утвержденной правительством России в конце 2013 года, прогнозируемое финансирование Северо-Кавказского федерального округа, состоящего из семи субъектов, составит, согласно базовому варианту, 189,11 млрд руб. Более оптимистический вариант предусматривает выделение 253,09 млрд руб.
В рамках проекта создания сухогрузного района морского порта Тамань предполагалось строительство новых портовых терминалов для перегрузки угля, зерна, минеральных удобрений, стали и других грузов, сооружение проходного канала и причалов, припортовой железнодорожной станции, автомобильной подъездной дороги, сообщалось в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Подпрограмма «Развития экспорта транспортных услуг», в которую входит и проект порта Тамани, должна была повысить конкурентоспособность российских морских портов и вывести их на международный уровень.
Затраты на осуществление проекта должны были составить 228 млрд руб. до 2020 года, из которых на государство приходилось 116 млрд руб., а остальная сумма обеспечивалась инвесторами. Однако на финансирование порта Тамани выделялось только 76 млрд руб., то есть на реализацию со стороны государства не хватало 40 млрд руб. Некоторое время судьба проекта находилась под вопросом: правительство не хотело его одобрять, не имея соглашений с инвесторами, а инвесторы отказывались от соглашений в ожидании прояснения позиции российского правительства, сообщали «Ведомости» со ссылкой на источники. Однако в августе прошлого года Владимир Путин поручил завершить проект морского порта Тамань в установленный срок, то есть до 2020 года.
Конкурс проекта строительства моста через Лену завершился только в конце марта этого года. Проект, общая стоимость которого оценивается в 64 млрд руб., из которых затраты государства составят 40,3 млрд руб., назывался одним из приоритетных проектов Росавтодора. «Мост окажет стратегическое влияние на развитие Дальнего Востока: соединит столицу Якутии с сетью автомобильных и железных дорог на правом берегу Лены; объединит в единую транспортную систему федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга», — сообщается на сайте Федерального дорожного агентства. Результатом должен был стать отказ от сезонного завоза и возможность круглогодично доставлять грузы в отдаленные регионы.
Учитывая, что общее бюджетное финансирование двух инфраструктурных проектов должно было составить 116,3 млрд руб., автор письма предлагает практически полностью лишить данные стройки государственной поддержки.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что на данный момент, когда нет конкретных планов расходов по Крыму, говорить о целесообразности привлечения новых средств в Крым за счет других проектов пока рано, а также предупреждают, что данные проекты не последние в списке на потерю государственного финансирования.
«Проекты, которые предлагается лишить финансирования, без сомнения, важны, поскольку в России существуют большие проблемы с инфраструктурной обеспеченностью, с транспортной инфраструктурой», — утверждает партнер ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России), директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. Как отмечает эксперт, именно инфраструктура дает наибольший мультипликативный эффект. С одной стороны, нерационально лишать инфраструктуры одни регионы ради сосредоточения ее в другом. С другой, полагает Николаев, сейчас просто другие приоритеты:
«Ранее была Олимпиада в Сочи, а сейчас — Крым».
По мнению Николаева, возможное перераспределение средств связано не только с важностью нового региона, но и с отсутствием в бюджете достаточного объема средств: «Перераспределение средств можно было спрогнозировать, и это, очевидно, уже происходит.
Можно не сомневаться, что эти два проекта не последние жертвы. Будем отказываться от чего-то еще».
Другие эксперты отмечают отсутствие конкретных смет расходов по Крыму. Как пояснил «Газете.Ru» гендиректор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов, без конкретных смет по необходимым затратам на Крым не может быть понимания, что в принципе должно быть сделано на полуострове. «Непонятно, сколько стоит мост, во сколько оцениваются инвестиции в автодорожную, железнодорожную инфраструктуру, — поясняет он.
— Понятно только то, что за два месяца никто не смог ничего четко подсчитать».
Ввиду отсутствия конкретных инвестиционных проектов и выводов об эффективности, пока сложно говорить об экономической целесообразности перевода средств с одного строительства в другое, и пока это вопрос скорее политический, соглашается профессор РАНХиГС Вениамин Лившиц.
Напомним, что ранее обсуждалось сокращение госфинансирования еще одного проекта — Мурманского транспортного узла, который был направлен на создание круглогодично действующего глубоководного центра по переработке грузов. На западном берегу Кольского залива было запланировано строительство угольного и нефтяного терминалов, на восточном — реконструкция угольного и строительство контейнерного терминала. В рамках проекта уже завершены работы по созданию новых железнодорожных путей пропускной способностью 28 млн тонн и развитие существующей железнодорожной инфраструктуры Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, дноуглубление акватории и водных подходов к перегрузочным комплексам Мурманского морского порта, строительство береговых зданий и сооружений базы обслуживающего флота, производственного здания морских служб, объектов инженерной инфраструктуры. Третий этап реализации проекта (2014–2020 гг.) предусматривал уже непосредственное строительство объектов Мурманского транспортного узла. Общее финансирование проекта оценивалось более чем в 152 млн руб., из которых 62,7 млн руб. должно было быть обеспечено из федерального бюджета и 89,3 млн руб. — из внебюджетных источников. По словам экспертов, говорить о заморозке проекта пока рано, поскольку действие государственного контракта нельзя разорвать протоколом.
В Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» входят семь подпрограмм и ряд общепрограммных мероприятий. Они направлены на развитие экспорта транспортных услуг, железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта, модернизацию автомобильных дорог и гражданской авиации. Среди других крупных инвестиционных проектов, которые были обозначены как ключевые мероприятия в 2013 году в данной ФЦП, можно назвать Новороссийский транспортный узел в Краснодарском крае, развитие аэропортов Внуково и Шереметьево.