Прогнозы аналитиков, которые предрекали украинским сетям быстрый уход из Крыма, не оправдались. Большинство ритейлеров, наоборот, придумали способ, как сохранить свой бизнес на полуострове. Например, французская группа компаний Auchan решила передать свой единственный крымский гипермаркет из управления ООО «Ашан Украина Гипермаркет» своему московскому подразделению ООО «Ашан». Об этом уже заявила пресс-служба торговой сети.
Немецкая Metro Group, которая владеет двумя центрами оптовой торговли в Симферополе и Севастополе, решила не отказываться от своего бизнеса на полуострове. Управлять магазинами будет специально созданная компания Retail Property 5. Раньше эти центры оптовой торговли в Крыму контролировала компания «МЕТРО Кеш энд Керри Украина». Однако она столкнулась с возрастающим количеством ограничений, которые в результате привели к невозможности дальнейшего ведения бизнеса в регионе, сказано в сообщении пресс-службы компании. При этом ритейлер не уточняет, в соответствии с каким законодательством будет работать свежесозданная структура Retail Property 5.
Другие украинские сети — Novus, АТБ, «Фуршет», «Сильпо» — пока не объявляли о своих планах уйти из Крыма.
Более того, с момента вхождения полуострова в состав России АТБ даже открыла на его территории два новых магазина.
В неформальных разговорах представители сетей говорят, что сейчас раздумывают, каким образом легализировать тут свою работу. По словам управляющего партнера адвокатской компании «Золотая середина» Марии Швец, работающий в Крыму бизнес должен адаптироваться к российскому законодательству до 1 января 2015 года. Предпринимателям необходимо, говорит юрист, либо открыть российскую компанию, либо работать как филиал иностранной компании. «Но второй вариант намного сложнее», — говорит она.
Новая родина
Украинские сети не хотят покидать Крым по нескольким причинам. Управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий говорит, что Украина не намерена вводить жесткие санкции за работу на полуострове.
О них, несмотря на пессимистические прогнозы, нет ни слова в законе об оккупированных территориях, который в конце апреля был подписан и.о. президента Александром Турчиновым.
Помимо этого, по словам Ланецкого, обороты сетей на полуострове стали расти. Это связано с ростом социальных выплат в Крыму, а также уменьшением конкуренции: оптовые компании из-за сложности с логистикой отказались поставлять продукцию на непризнанную Украиной территорию. Сети же самостоятельно завозят товары для своих магазинов со складов на материке.
«Выгода дороже родины», — констатирует Александр Ланецкий.
Более того, перспективы развития у крымского региона могут быть действительно неплохими. Очень большие деньги будут направлены на развитие Крыма в рамках федеральных целевых программ, считает генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в разрабатываемой сейчас программе «Развитие Крыма» до 2020 года в полуостров планируется инвестировать до 1 трлн руб. «Все это приведет к тому, что будет расти потребление продовольственных товаров. Кроме того, цены вырастут до уровня России, что тоже увеличит товарооборот», — отмечает Михаил Бурмистров.
Закрыть продовольственный магазин — это большая проблема, признает совладелец продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев. «Распродать все продукты в магазине нереально, а везти их обратно на материк тоже сложно, поскольку они попросту испортятся», — говорит он. Ритейлер добавляет, что возможны потери и торгового оборудования, стоимость которого начинается с $1 млн для каждого магазина. Поэтому украинские сети если и захотят уйти, то постараются продать свои торговые точки.
Покупатель найдется
Интерес к розничному бизнесу в Крыму стремительно растет.
У российских компаний «ажиотаж очень большой» по поводу работы в Крыму, признал министр по делам Крыма Олег Савельев. В их числе и ритейлеры, которых привлекает «двухмиллионный рынок сбыта», и поставщики продуктов питания, сказал он.
Михаил Бурмистров тоже считает, что российские ритейлеры выйдут в Крым, но дождутся результатов выборов президента Украины (намечены на 25 мая текущего года). «На полуостров не пойдут публичные сети, а остальные вполне могут», — говорит он. Это связано с тем, что к таким ритейлерам (X5 Retail Group, «Магнит») могут быть применены санкции, что отразится на стоимости их акций.
Единственный способ быстро захватить крымский рынок — приобрести одну из местных сетей. Украинские ритейлеры сейчас имеют большое преимущество перед своими российскими коллегами: их магазины расположены на самых привлекательных площадках полуострова. Поэтому развиваться самостоятельно российским компаниям будет сложно.
По словам источника в сети «Магнит», пожелавшего остаться неназванным, украинские ритейлеры предлагают продать свои торговые точки российским коллегам.
«Мы готовы отказаться от своего бизнеса в Крыму только за хорошее вознаграждение», — признал директор одной из украинских сетей, работающих на полуострове. Вероятность совершения таких сделок сейчас высока.