Интернет-холдинг Alibaba, контролирующий 80% китайского рынка онлайн-торговли, планирует выход на IPO. Размещение в перспективе может стать самым крупным в истории, сообщает Bloomberg. Ранее на этой неделе компания подала заявку в Федеральную комиссию США по ценным бумагам и биржам (SEC).
Андеррайтерами размещения выступят известные международные банки — Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, J.P. Morgan и Morgan Stanley. Размещение будет осуществлено в Нью-Йорке, однако Alibaba Group пока не сообщает ни даты проведения IPO, ни биржи, на которой будет осуществлен листинг: площадкой называется или Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), или NASDAQ.
«Для нас никогда не было целью стать публичной компанией, — прокомментировал информацию об IPO в корпоративной рассылке основатель Alibaba Джек Ма. — Это тактическое средство для реализации нашей миссии».%
По оценкам Bloomberg, стоимость Alibaba составляет $168 млрд, это второй результат в мире среди интернет-компаний после американской корпорации Google. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что холдинг планирует продать около 12% акций. Тем не менее аналитики оценивают компанию еще дороже: в $200 млрд. Естественно Уолл-стрит заинтересован в Alibaba Group.
«Alibaba — это самая успешная в мире история роста в интернет-торговле, — говорит Юджин Мюнстер, аналитик из Piper Jaffray, передает The Washington Post. — Вот почему инвесторам так не терпится войти в долю».
Yahoo!, один из основных акционеров Alibaba Group, планирует продать 208 млн акций, что составляет около 40% собственной доли в компании. Это может принести Yahoo! более $10 млрд и, соответственно, увеличить денежные запасы компании более чем в два раза. В случае успешного проведения IPO китайского интернет-холдинга, Yahoo!, возглавляемая Мариссой Майер, получит шанс сократить увеличивающийся разрыв между компанией и ее главными конкурентами - Google и Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией).
Данные о точном количестве и стоимости акций будут представлены ближе к дате фактической продажи. Формально было объявлено о намерении привлечь $1 млрд, но, по оценкам экспертов, компания сможет получить более $20 млрд.
«Если существует возможность перенести подобную мощь за пределы Китая, у Alibaba есть потенциал, чтобы стать настоящим ядром мировой электронной торговли, — считает ведущий аналитик и основатель Recon Analytics Роджер Энтнер. — Раньше все думали, что таким центром может стать Amazon, но в свете текущих событий мы должны признать, что Amazon является крупнейшей компанией в этой отрасли в США — но не в мире».
Впрочем, некоторые аналитики считают, что будущее Alibaba не так уж радужно. По мнению экспертов, быстрые темпы роста выручки Alibaba могут быть неустойчивыми. «Они заняли место на рынке интернет-торговли, когда других игроков в Китае попросту не было», — говорит аналитик Forrester Келланд Уиллис. Эксперт добавил, что в годовом исчислении «доля холдинга на рынке уменьшается».
У основного конкурента Alibaba Group, Tencent, имеется капитал, технологии и талант для того, чтобы серьезно повлиять на стоимость Alibaba, считает профессор экономики из Пекинского университета Джеффри Тоусон. «Во-первых, Tencent занимает доминирующее положение на рынке смартфонов, за которым, по мнению экспертов, будущее, и на котором довольно слабы позиции Alibaba, — утверждает Тоусон. — И во-вторых, Tencent владеет существенной долей второго по размеру игрока на рынке интернет-коммерции Китая, JD.Com». Его доля на рынке B2C (Business-to-customer) составляет 18%, поэтому, полагает эксперт, если какая-то компания сможет в ближайшие два-три года отнять место у Alibaba и занять от 20 до 30% рынка, то это будет Tencent, сообщает китайское финансовое издание Caixin.
JD.Сom подала заявку на листинг в США еще в январе, хотя «рыночная неопределенность» означает, что компания только начала «премаркетинговую» работу по первичному размещению акций на $1,5 млрд. Несмотря на то что предложение JD.Сom меньше предложения Alibaba, участники рынка по-прежнему ожидают колебания цен и ответной реакции инвесторов, что укажет на аппетит в отношении Alibaba и других китайских технологических компаний.
Фондовый менеджер, внимательно следящий за планируемым листингом, говорит, что если Джек Ма хочет провести IPO до летних каникул и получить конкурентное преимущество, то ему нужно действовать «как можно скорее», сообщает South China Morning Post. «Объявление о размещении должно быть сделано в ближайшее время», — заявил он, добавив, что Alibaba «соревнуется со временем».
Alibaba Group была основана в 1999 году бывшим учителем английского языка Джеком Ма. Компания владеет популярными интернет-магазинами, Taobao.com, Tmall.com, Alibaba.com, китайским сегментом Yahoo!, а также собственной платежной системой Alipay. В прошлом году объем сделок на платформах Alibaba составила $248 млрд, а количество активных покупателей выросло до 231 млн.