Португалия решила не просить дополнительной помощи у международных кредиторов и завершила, таким образом, историю своего финансового спасения. «Правительство приняло решение о досрочном выходе из программы помощи», — заявил премьер-министр Португалии Педру Пассуш Коэлью в понедельник. Позже этот шаг был одобрен Еврогруппой. «Мы полностью поддерживаем решение правительства Португалии о завершении программы», — подчеркнул ее председатель Йерун Дейсселблум. Тройка международных кредиторов (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ) одобрила решение еще раньше, 2 мая. «Португалия достаточно сильна, чтобы завершить сокращение госрасходов и продолжить глубокие структурные реформы, необходимые для достижения устойчивого роста и создания рабочих мест», — напутствовала напоследок глава МВФ Кристин Лагард.
Португалия на пару недель сократила трехлетнюю программу, которая должна была завершиться 17 мая.
Всего государство получило €78 млрд. Полностью расплатиться по этим займам Лиссабон должен к 2024 году с МВФ и к 2042 году — с европейскими кредиторами.
Когда в 2011 году Португалии одобрили план помощи, она стала третьей спасаемой страной еврозоны после Греции и Ирландии. Позже к ним применят термин PIGS (он возник еще 1990-х и сначала объединял государства юга Европы — Португалию, Италию, Грецию и Испанию, однако во время долгового кризиса стал обозначать потенциально проблемные страны: Ирландия на время заменила Италию).
К 2010 году госдолг Португалии дорос до 94% ВВП. В стране был политический кризис. ВВП в 2009 году показал падение на 2,9%, затем в 2010 году восстановил рост (1,9%), но в 2011 году вновь сократился (–1,3%).
Доходность 10-летних португальских еврооблигаций в апреле 2011 года поднималась до 9,8% — рекордный тогда уровень. Впрочем, с тех пор она неуклонно росла: рейтинг страны, несмотря на одобренный план спасения, в июне 2011 года опустился до «мусорного». Доходность 10-летних облигаций достигла пика к январю 2012 года — 20%.
Условия спасения страны, поставленные кредиторами, оказались не такими тяжелыми, как для Греции или Ирландии, поскольку ЕС и МВФ нашли ситуацию в Португалии не столь серьезной. Первоначально власти даже обещали обойтись без массовых сокращений рабочих мест и зарплат в госсекторе. Однако затем пришлось пойти на жесткие меры, вызвавшие рост безработицы (португальцы в поисках лучшей жизни уезжали как в бывшие португальские колонии, так и в европейские страны) и ускорение падения ВВП (–3,2% в 2012 году, –1,4% в 2013 году).
Вышла Португалия из программы помощи тоже третьей. Первой была Ирландия в декабре 2013 года, затем Испания — в январе 2014-го.
Теперь прогнозируется рост ВВП Португалии на 1% как в 2014 году, так и в 2015-м. Безработица сейчас 15,2% — несколько меньше, чем на пике в начале 2013 года (17,3%). С другой стороны, госдолг вырос с 94% ВВП в 2010 году до 129% ВВП в 2013-м. В проекте бюджета на 2014 год заложен 4-процентный дефицит, что значительно меньше 5,9-процентного дефицита 2013 года.
В апреле Лиссабон выпустил 10-летние облигации на €750 млн и разместил их с доходностью 3,575% — минимальный за всю историю. Удачное размещение дало, по словам Коэлью, «уверенность в будущем».
«Возвращение Португалии на рынок облигаций — это часть более широкого глобального тренда, — замечает The New York Times.
— Стоимость заимствования для европейских стран падает, поскольку инвесторы уходят с таких развивающихся рынков, как Россия и Турция».
Даже Греция уже вышла на долговой рынок. В апреле Афины впервые за последние четыре года разместили облигации на €3 млрд с доходностью 4,75%.
Так, МВФ уже признал, что переборщил со «сжиманием» госрасходов в Греции. И научное обоснование подхода поставлено под сомнение.
«Наши дела куда лучше, чем были бы, ни попроси мы помощи, — считает португальский экономист, профессор Нью-Йоркского университета Луис Кебрел (цитата по NYT). — Смертельная спираль, которую предсказывали экономике Португалии, все же не стала реальностью». По его словам, «экономия внесла свой позитивный вклад в рост», хотя бы вернув возможность свободного внешнего заимствования.
«Проведение непопулярных реформ — вопрос во многом политический, и государства, которые имеют возможность занимать на внешних рынках дешево, например США, либо обладают большим объемом резервов, например Китай и Россия, с меньшей вероятностью пойдут на реализацию непопулярных мер, предпочитая финансировать дефицит бюджета из этих источников, — комментирует аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк. — Государства, не обладающие достаточным количеством резервов и находящиеся в состоянии рецессии, вынуждены идти на непопулярные реформы. Альтернативой реформам для таких стран является либо дефолт, либо запуск печатного станка (если опять же есть такая возможность), что с высокой вероятность приведет к падению уровня жизни населения. Это несет более очевидные политические риски для действующего правительства, нежели проведение реформ».
И с этой стороны действительно есть положительные результаты. «При этом жесткие меры экономии, навязанные «тройкой», оказывают непосредственное негативное влияние на темпы роста экономики. Собственно, именно это и подвигло Португалию к выходу из программы при появлении первых признаков стабилизации. Очевидно, что масштабный финансовый кризис, который мог бы разразиться в случае отсутствия международной помощи, привел бы к еще большим потерям в португальской экономике, но в результате кризиса существенные потери бы понесли и иностранные кредиторы, что могло бы привести к распространению кризиса в глобальном масштабе — таким образом, предоставляя помощь Португалии, международные кредиторы в равной степени (если не в первую очередь) помогали самим себе», — отмечает Танурков.