Экономика Китая стремительно догоняет США и имеет все шансы в ближайшем будущем потеснить их с первого места. Это подтвердили данные нового обзора Программы международных сопоставлений (International Comparison Program, ICP) — одного из самых авторитетных исследований в международной экономической статистике. ICP публикует данные с задержкой, поэтому 30 апреля обнародованы окончательные подсчеты за 2011 год.
ВВП Китая, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил $13,495 трлн, то есть 87% от ВВП по паритету покупательной способности Соединенных Штатов ( $15,533 трлн).
Показательна динамика: еще в 2005 году экономика Китая составляла лишь 43% от экономики США (данные того же ICP). «США остаются самой большой экономикой в мире, но Китай догоняет их», — говорится в докладе Программы международных сопоставлений.
«По подсчетам МВФ, рост экономики Китая в 2012–2014 годах составит 24%, тогда как рост США — 7,6%. То есть Китай может обойти США уже в этом году», — пишет Financial Times. Что гораздо раньше, чем ожидалось.
Так, МВФ прогнозировал, что Китай обгонит США только в 2018 году. Правда, подсчеты самого МВФ несколько отличаются по методологии, и на 2013 год они показывают ВВП по ППС Китая на уровне $13,4 трлн, а США — $16,7 трлн.
Экономика США остается самой большой в мире с 1872 года, когда она перехватила лидерство у Великобритании.
Индия (по данным ICP, ее ВВП по ППС составляет $5,757 трлн) уже обошла Японию ($4,379 трлн) и закрепилась на третьем месте в мире. «Данные ICP произвели революцию в представлениях о мировом экономическом ландшафте», — отмечает FT.
Россия в докладе ICP тоже выглядит неплохо. Ее ВВП по ППС в 2011 году составил $3,216 трлн (то есть почти в 4 раза меньше, чем у Китая). Наряду с Бразилией, Индонезией и Мексикой она входит в 12 крупнейших стран.
Любопытно, что представление россиян расходится с реальным положением дел в мировой экономике.
Фонд «Общественное мнение» как раз недавно представил результаты опроса «Отношения между Россией и Китаем». Согласно данным ФОМ, 23% опрошенных не считают, что Китай занимает лидирующие позиции в мировой экономике и политике (еще в 2010 году в мощи Китая сомневалось только 18%), и менее половины россиян признают мощь Китая (48% против 53% в 2010 году).
На вопрос о том, какая из двух стран развивается сегодня более успешно, 26% ответили, что Россия (в 2009 году таких было 15%). Количество тех, кто сознает более успешное развитие Китая, сократилось с 76% в 2009 году до 58% в 2014 году.
64% опрошенных считают, что Россия имеет большее влияние в мире, чем Китай (57% полагало так в 2009 году). Противного мнения придерживается только 17% респондентов (хотя в 2009 году таких было 33%).
Их не убедил даже президент Путин, который в ходе «Прямой линии» сказал, что Китай «постепенно становится державой номер один». Правда, он не предполагает, что Китай станет экономическим лидером настолько быстро: «Вопрос только в том, когда: через 15 лет, через 20, 25».
«Россия исторически относится к Китаю с некоторым чувством превосходства, воспринимала его как восточную экзотику — не высокотехнологичную страну, о которой не очень много знают», — комментирует результаты опроса замглавы Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Дополнительный штрих к портрету дает качество китайской продукции, с которой обыватели сталкиваются в повседневной жизни.
Резкий рост уверенности России и принижения Китая политолог объясняет крымским фактором.
«Думаю, что такой рост самооценки связан с самыми последними событиями — Крым, Украина. С точки зрения россиян, сильная, влиятельная держава — это та, которая меняет правила игры. Такая держава — это, например, Америка, которая может разбомбить Ирак», — говорит Макаркин.
Путин назвал Китай союзником. Отвечая на вопрос о возможности создания военно-политического союза с КНР, президент рассказал, что если у России торговый оборот с США $27,5 млрд, то с Китаем — $87 млрд. «Мы, естественно, и соседи, а в этом смысле и в известной степени, естественно, и союзники», — считает он.
«Китай не может быть ничьим союзником. Китай не вступает в союзы, это его принципиальная позиция, — отмечает политолог. — Китай может сближаться с нами, быть нашим партнером, может использовать Россию».
Китай уже лидер по объему внешней торговли, оборот в 2013 году превысил $4 трлн. И доля, которая так существенна для России, для него сравнительно мала: если Китай у России — торговый партнер номер один (на него приходится 10,5% товарооборота), то для Китая Россия — номер девять (с долей в районе 2%).
«Нынешнее противостояние Запада и России Китаю очень выгодно по двум причинам. Во-первых, это ослабляет Запад и отвлекает его от Китая. Во-вторых, этот конфликт ослабляет Россию и подталкивает Россию в сторону Китая. Поэтому КНР выступает в роли такой третьей, радующейся, стороны. Он будет играть с Россией, будет играть с Западом и не будет союзником ни того ни другого», — считает политолог.