Евросоюз расширил список попавших под санкции еще на 15 человек. В списке оказались не только российские политики и военные, в числе которых вице-премьер Дмитрий Козак, вице-спикеры Госдумы Людмила Швецова и Сергей Неверов, начальник генштаба ВС России Валерий Герасимов, начальник ГРУ Игорь Сергун, но и крымские чиновники: постпред президента России в Крыму Олег Белавенцев, глава Министерства по делам Крыма Олег Савельев, врио губернатора Севастополя Сергей Меняйло, сенатор в Совете Федерации от Крыма и Севастополя Ольга Коватиди.
Под санкции ЕС также попали и пророссийские активисты: представитель ополченцев Луганска Герман Прокопьев, «народный губернатор» Луганской области Валерий Болотов, одни из лидеров самопровозглашенной «Донецкой народной республики» Андрей Пургин и Денис Пушилин, заместитель руководителя народного ополчения Донбасса Сергей Цыплаков, руководитель народной обороны Донбасса в Славянске Игорь Стрелков.
Официальные представители Европейского союза заявили, что люди, попавшие в список, «ответственны за действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины», цитирует слова еврочиновников Bloomberg. Решение вступает в силу с момента публикации.
Как отмечают западные СМИ, санкции ЕС вводились согласованно с США. В Европе и США считают, что Россия не оправдала ожидания от подписанного 17 апреля Женевского договора о урегулировании ситуации на Украине.
Тем не менее европейский список отличается от обнародванного накануне министерством финансов США. В частности, европейские санкции не коснулись главы государственной нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина и генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова. Также в оба списка не попал председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.
Зарубежные СМИ отмечают, что новая волна санкций по-прежнему затрагивает только отдельных чиновников и не касается бизнесменов, компаний, госкорпораций и отдельных секторов российской экономики.
Ранее в понедельник в черном списке США были названы семь должностных лиц: Дмитрий Козак, Игорь Сечин, Олег Белавенцев, Сергей Чемезов, первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин, директор ФСО генерал Евгений Муров и председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Под санкции США также подпали 17 российских компаний, работающих в сферах энергетики, банковского дела и инфраструктуры: ООО «Акваника», ООО «Авиа Групп», ООО «Авиа Групп Норд», ЗАО «Зест», Инвесткапиталбанк, Собинбанк, «Сахатранс», СМП Банк, «Стройгазмонтаж», «Стройтрансгаз», «Стройтрансгаз-М», ИК «Аброс», «Трансойл», Volga Group. Под санкции попали и компании, активно работающие за рубежом, в том числе в Европе. Например, аффилированный с бизнесменом Геннадием Тимченко «Стройтрансгаз», который, согласно информации Reuters, должен получить контракт на строительство наземной части газопровода «Южный поток» в Болгарии оценочной стоимостью €3,5 млрд. В числе основных направлений деятельности другой компании Тимченко, «Трансойла», — и организация расчетов с иностранными перевозчиками за перевозку грузов и порожних вагонов по территории СНГ, Балтии и Средней Азии.
Санкции США более агрессивны, чем введенные меры со стороны Евросоюза, который в большой степени зависит от российской энергетики и поэтому ведет себя осторожно, отмечает Reuters. Страны Европы в значительной степени зависят от российских энергоресурсов, по крайней мере в краткосрочной перспективе. В 2013 году страны ЕС импортировали из России 125 млрд куб. м голубого топлива — 27% их общих потребностей. «Ни одна другая страна не может организовать поставки в таких количествах в сжатые сроки. «Не хватит свободных производственных мощностей, — считает сырьевой аналитик Commerzbank Юджин Вайнберг. — Нельзя увеличить производство за одну ночь. Это занимает недели, если не месяцы».
Введение персональных, а не экономических санкций со стороны Евросоюза может быть связано и с отсутствием правовых оснований блокировки отдельных компаний, говорят европейские дипломаты в беседе с Reuters. Тем не менее сейчас обсуждается возможность расширения ограничений. В данный момент страны ЕС ведут активную подготовку к третьему этапу мер, которые могут затронуть различные сектора российской экономики, заявила Майя Косьянчич, пресс-секретарь первого Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. «Главный вопрос заключается в том, как лучше прийти к дипломатическому решению кризиса и убедить Россию сесть за стол переговоров. Санкции — это не самоцель», — заявил один из европейских дипломатов.