Премьер Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить законопроект об ОЭЗ в Крыму к 25 мая. О том, что Крым нужно сделать особой экономической зоной (ОЭЗ), заговорили сразу после вхождения Крыма в состав России. Однако, согласно предложениям Минэкономразвития, полуостров может стать не просто особой экономической, а фактически офшорной зоной. «Проанализировав мотивацию компаний, которые регистрируются в офшорных юрисдикциях (как «белых» — Швейцарии, Голландии, так и в «черных» — какие-нибудь Белизы и прочее), мы пришли к выводу, что вполне возможно установить подобного рода льготный режим в Крыму», — заявил директор департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития Андрей Соколов на встрече с журналистами в Москве в понедельник (цитата по «Интерфаксу»).
Сверхзадача Крымской ОЭЗ – вывести российский бизнес из внешних офшоров.
Новый режим в Крыму установит закон об особой экономической зоне, который сейчас готовят и обсуждают профильные ведомства. Законопроект вчерне готов, рассказал чиновник, обсудить его на совещании у премьер-министра планируют в течение ближайших двух недель. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил подготовить и внести в правительство законопроект до 25 мая.
ОЭЗ в Крыму, таким образом, будет регулироваться не общим законом «Об особых экономических зонах в РФ», а именно отдельным документом, как это делается в Калининградской области.
«Но мы решили здесь пойти дальше и ограничиться не только вопросами налоговых льгот, таможенного режима, но и реализовать все те задумки, касающиеся снижения либо ликвидации тех или иных административных барьеров, которые не удалось либо удалось частично реализовать в РФ. Сделать Крым пилотной площадкой, показать и чиновникам, и бизнесу, что вот, видите, все работает, никто не умирает, ничто не взрывается — значит, и в России все это возможно», — подчеркнул чиновник.
За основу проекта был взят закон об особых экономических зонах, недавно принятый Японии.
Для резидентов ОЭЗ будет две категории: резидент-инвестор и портфельный инвестор. Первые за 150 млн руб. инвестиций в течение трех лет на территории Крыма или Севастополя могут освободить компании от всех налогов, кроме налога на прибыль (в размере 10%, уплачиваться будет в региональный бюджет).
«Естественно, если компания производит подакцизные товары, акциз уплачивается. НДС — по выбору компании: кому интересен НДС с точки зрения его возмещения и взаимоотношений со своими контрагентами, те его уплачивают, «сколковская» схема», — объяснил Соколов. Вторые то же самое получат за те же 150 млн руб., но не в качестве инвестиций, а качестве регистрационного сбора (его тоже можно выплачивать три года). Эта категория создана специально для вывода российских активов из зарубежных офшоров.
«Компании типа СУЭК, «Русала», — прямо перечислил Соколов, — зарегистрированы в каких-то офшорных юрисдикциях, то есть прибыль образовывается там, а активы в России. И управляются они формально из-за границы, и продажа товаров осуществляется из-за границы. Наше предложение позволит центр прибыли перевести в Россию, конкретно в Крым».
Компании, перерегистрировавшиеся из офшоров в Крым, смогут полностью освободить от налогов суммы, которые инвестируются в активы на территории РФ.
То есть если какая-то часть средств из прибыли будет направлена на модернизацию производства или на какие-то другие инвестиции, эта часть будут выведена из-под налогообложения (в том числе 10-процентного налога на прибыль).
Инициативы министерства в компаниях пока не комментируют.
Идея сделать из Крыма замену Кипру – продолжение деофшоризации российской экономики, которая в 2013 году, по словам Путина, была провалена. Через офшоры, по его подсчетам, «прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов — это пятая часть всего нашего экспорта». «Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры — за этими цифрами вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны», — сказал Путин, выступая с посланием Федеральному собранию.
Пока излюбленное место регистрации компаний для минимизации налогового бремени — Кипр. В 2013 году он стал крупнейшим иностранным инвестором России ($69 млрд) и вторым по популярности зарубежным направлением для инвестиций из России ($33 млрд). Но санкции против России ставят под вопрос дальнейшее сотрудничество Кипра с российскими бизнесменами. Министр иностранных дел Кипра Иоаннис Касулидис уже предупредил, что это разрушит экономику его страны.
Даже в таких условиях создание ОЭЗ в Крыму, скорее, способ поддержать экономику региона, а не заявка на серьезную альтернативу зарубежным офшорам, считает управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев. «Для массового перевода операций из зарубежных офшоров в российскую юрисдикцию необходимы более действенные механизмы защиты прав собственности, которые признавались бы и зарубежными инвесторами, — говорит он. — Но на текущем этапе налоговые льготы для крымских компаний вполне действенный механизм наполнения бюджета Крыма».
В Крым действительно могут пойти те, кто вынужден будет возвращаться в Россию из-за санкций, считает директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Игорь Николаев.
«Им уже нечего терять, они будут действовать по принципу «дают – бери», — объясняет он. – Другое дело, что как бы ни расширялись санкции, это будет довольно ограниченный список компаний и с таким списком власти никакой Крым не поднимут».
Для средних и крупных российских компании или тех, которые вернутся в Россию из-за мер по деофшоризации, Крым не будет привлекательным, считает эксперт. Особенно если им важны внешние рынки.
«Им придется выбирать между налоговыми льготами и риском попасть под санкции из-за присутствия в Крыму. Никто не знает, будет ли вводиться такой критерий для дальнейших санкций, но риск такой есть, — предупреждает он. – И бизнес сейчас это прекрасно понимает».
Крым останется высокорискованным регионом даже в случае деэскалации конфликта, полагает Николаев.
«Если наконец-то какое-то примирение сейчас наступит в юго-восточных регионах, как сейчас понимается деэскалация, риски сохранятся, — говорит эксперт. — Уже очевидно, что позиция «покричат-покричат и успокоятся» и «какие там санкции» была ошибочной. В данном случае они уперлись, это надо иметь в виду. Запад Крым не признает российской территорией. И Крым останется фактором риска».