Тема присоединения Крыма к России стала первоочередной в отчете премьера Дмитрия Медведева перед депутатами Госдумы о работе правительства за прошлый год. С докладом о результатах работы он выступил в парламенте во вторник.
Россия не могла не почувствовать на себе влияние негативных тенденций на глобальных рынках, и этот внешний негатив «выявил самые уязвимые места нашей экономики, те структурные и институциональные ограничения, которые копились в нашей экономике на протяжении десятилетий», отметил Медведев в докладе. Уязвимых мест немало, и они хорошо известны. Это в первую очередь недостаточная диверсификация экономики, низкая инвестиционная активность, не отвечающее современным требованиям качество институтов и государственного управления.
По мнению Медведева, накопившиеся проблемы не позволяют России «набирать и удерживать высокие темпы роста». А референдум в Крыму стал поводом для санкций и политического прессинга со стороны Запада и еще больше обострил непростую экономическую ситуацию в России.
Медведев тем не менее считает, что санкции и прессинг не повод для уныния и метаний. «Это не только вызов, но и хорошая возможность повысить эффективность нашей собственной деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве. Совершенно очевидно, что этими проблемами нужно будет воспользоваться», — считает премьер.
Правительство уже кое-что предпринимает для создания более комфортных условий для ведения бизнеса. В частности, не планирует повышения налогов до окончания политического цикла, то есть до 2018 года. Об этом заявлял 8 апреля первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ранее правительство отказалось от повышения налогов на дивиденды с 9 до 13%, не было поддержано и предложение по повышению НДС. Но обещание не повышать налоговую нагрузку не означает введения моратория на изменение налоговых ставок. «Для одного и того же налогоплательщика какие-то налоги будут понижаться, а какие-то повышаться. Но налоговое бремя не будет увеличиваться», — пояснял Шувалов.
Правительство готово пойти на сокращение числа чиновников, пообещал Медведев. Видимо, подразумевается, что сокращение чиновников обернется благом для инвестклимата. В 2011 году было принято решение о сокращении предельной численности госслужащих и сотрудников центральных аппаратов госорганов на 20% в течение трех лет — по 5% в 2011 и 2012 годах и 10% в 2013 году. В 2014 году число чиновников на федеральном и региональном уровнях может быть сокращено еще на 10%, считает премьер.
Позицию Медведева и его команды представители бизнеса разделяют. «Несомненно, «изоляция» и введенные ЕС санкции будут способствовать развитию собственных производств на территории России. Это позволит нашей стране производить собственную продукцию, развивать программы импортозамещения, и составить конкуренцию заполонившей весь рынок китайской продукции», — говорит «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.
Однако, не все, но многие считают, что устойчиво развиваться Россия действительно способна даже в таких жестких условиях. Как бы кто ни пытался этому помешать. По крайней мере, так считают те, кто не забывает о социальной ответственности перед обществом. Предприниматель Михаил Прохоров обнародовал, в частности, в фейсбуке свои размышления о том, что необходимо делать власти и бизнесу в «посткрымскую эпоху». Необходимо опираться на собственные силы, на отечественный бизнес «и, соответственно, получить шанс на серьезный рывок», уверен Прохоров. Для этого нужно мобилизовать общество и бизнес.
<3>«Главными задачами этой мобилизации являются поиск новых внутренних источников экономического роста; повышение иммунитета к санкциям; повышение экономически обоснованных доходов населения и внутреннего спроса», — считает Прохоров.
По мнению Прохорова, в условиях беспрецедентного внешнего давления российская власть будет вынуждена пойти на кардинальные перемены. Во-первых, обеспечить большую устойчивость финансового сектора России, укрепить фондовый и облигационный рынки, систему валютно-обменных операций, поддержать инвестиционные и страховые компании. Провал в любой из этих сфер может вызвать цепную реакцию во всей финансовой системе.
Задача номер два — ускоренное развитие добычи энергоносителей. «Пришло время признать, что Россия — страна, которая живет (и будет жить в обозримом будущем) добычей нефти и газа, а не инновациями и интернет-технологиями», — считает Прохоров и настаивает на создании энергетической сверхдержавы. Тем более что потребление нефти и газа на большинстве глобальных рынков не снижается.
Кроме того, власть будет вынуждена вовлечь земли в полноценный хозяйственный оборот. Сегодня земельная реформа в России не менее актуальна, чем 100 лет назад, считает Прохоров. «Текущая ситуация почти идеальна для начала реформ: патриотизм и оптимизм, имеющиеся ныне в избытке, нужно конвертировать в готовность каждого гражданина владеть землей, строить на ней, передавать ее детям, и все это при четких гарантиях неприкосновенности личного участка, обеспечиваемых государством», — говорит бизнесмен.
При этом Россия не должна превращаться под давлением санкций в осажденную крепость. Такой «крепостью» был Советский Союз, и он рухнул. «Как ни странно, теперь у нас не остается выбора, кроме как наконец заняться решением многих давно назревших проблем, и это шанс на серьезный рывок», — заключает Прохоров.
Другими ключевыми моментами для нового «скачка» бизнесмен считает активное освоение внутренних территорий страны, а также предотвращение постоянного оттока «мозгов» за границу. До 45% студентов не исключают для себя перспективы переезда в другую страну, сокрушается Михаил Прохоров. С кем же мы тогда будем строить новую Россию? Нужно создать такую социальную модель, при которой наиболее талантливые, а не безликие «родственники» будут занимать топ-позиции в российских компаниях.
Ситуация с российской экономикой в текущих условиях, о которых говорил премьер, действительно заставит и власть, и бизнес активнее использовать внутренние резервы, соглашается глава «ОПОРЫ России» Александр Бречалов. «Ситуация сравнима с поведением адекватного гражданина, когда он берет кредит и попадает в некомфортные условия: он начинает активнее работать, искать более высокооплачиваемую работу и так далее», — говорит Бречалов. Внутренние резервы есть и у власти — например, надо эффективнее расходовать доходы бюджета, считает Бречалов. Также необходимо создавать условия для возврата капитала из-за рубежа, это тоже «точка роста» экономики, указывает Бречалов. «Нужно дать определенные гарантии защиты от непредпринимательских рисков, в частности от политических рисков, от рисков преследования», — добавляет Бречалов.
Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка, говорит, что нынешняя ситуация, безусловно, является для России вызовом. Раньше не было необходимости изыскивать новые источники роста. Была модель, в основе которой лежал экспорт энергоносителей, финансируемый зарубежными капиталами, но теперь свободный доступ к иностранным капиталам находится под большим вопросом.
«История поиска точек роста не нова. Экономика замедлялась еще с прошлого года. Поэтому искать необходимые точки роста национальной экономики можно было и до событий на Украине. Обострение ситуации лишь заставило правительство вновь заговорить о проблемах в экономике, но никак не помогло их решить», — говорит Орлова.
«Ситуация вокруг Крыма создает необходимость финансировать дополнительные расходы. Финансирование дополнительных расходов означает, что бюджет, если ничего не изменится в его доходной части, будет сбалансирован при $120 за баррель. Это очень высоко. Это означает, что нужно изыскивать новые источники для налогообложения. А для того чтобы налоговая база росла, нужно или чтобы экономика быстрее росла, или придется повышать налоги, — говорит Орлова. —
По сути, Дмитрий Медведев сказал, что для финансирования присоединения Крыма нам нужно собирать больше налогов, чтобы это не становилось бременем для бюджета, и в идеале необходимо найти точки роста для того, чтобы экономика росла, и не надо было повышать налоги».
Предстоит реализовать решение о двухлетних налоговых каникулах для вновь создаваемых в производственной, научной и социальной сферах малых предприятий. Эти полномочия будут предоставлены субъектам Федерации, отмечает Игорь Руденский, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Банковский сектор требует активных отношений с внешними рынками, но сейчас внешние рынки как источник рефинансирования начали закрываться для российских кредитных организаций, признает глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Это привело к тому, что если ранее банковская система активно рефинансировалась за счет относительно доступных внешних заимствований, то сейчас начали развиваться механизмы рефинансирования за счет внутренних источников, отмечает Аксаков, ссылаясь на недавние решения Минфина.
Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что правительство и ЦБ разработали меры по предоставлению ликвидности российским банкам. Будут снижены остатки на счетах федказначейства в ЦБ, к концу 2014 года они не будут превышать 200 млрд руб. В ближайшее время правительство примет решение, которое позволит банкам получать в ЦБ рефинансирование без дисконта под 100% объема кредитов, обеспеченных госгарантиями, заявил Силуанов 8 апреля. ЦБ готовит новые продукты рефинансирования со сроком до трех лет под инвестпроекты, как обеспеченные, так и не обеспеченные гарантиями. Это позволит в том числе не увеличивать стоимость заимствований и не повышать ставки на банковском рынке, пояснял Силуанов.
Давлению со стороны ЕС и США можно противопоставить интеграцию на постсоветском пространстве, считает Руденский. Договор о Евразийском экономическом союзе в ближайшее время будет окончательно согласован и подписан на уровне глав государств, а число участников евразийского интеграционного взаимодействия может быть расширено за счет Армении и Киргизии, которые находятся уже на продвинутой фазе переговорного процесса, считает депутат.