Евросоюз ответил на письмо, направленное 10 апреля российским президентом Владимиром Путиным лидерам 18 европейских стран. В своем письме Путин указывал на недопустимость сложившейся ситуации с украинскими долгами за газ и предупредил о возможных санкциях.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в ответном письме призвал Москву не перекрывать газ Украине в связи с неуплатой.
«Мы настоятельно призываем воздержаться от таких мер, которые могут вызвать сомнение в вашем намерении выглядеть надежным поставщиком газа в Европу», — говорится в ответном послании ЕС.
Баррозу подчеркивает, что европейские компании подписывали контракт на поставку газа с «Газпромом» и именно российская монополия несет ответственность за его исполнение.
Путин в ответ на это заявил, что «Газпром» ответственен только за поставки газа в Европу, а обеспечивать бесперебойный транзит через свою территорию должна Украина.
При этом российский президент подчеркнул, что в контракте с Украиной оговорены как гарантии бесперебойного транзита в Европу, так и формула цены, по которой «Газпром» осуществляет поставки украинскому «Нафтогазу». И эта цена, согласно контракту, на сегодняшний день составляет $485 за 1 тыс. кубометров.
Именно цена российского газа стала причиной сегодняшней напряженности между Россией, Украиной и ЕС. Киев задолжал за газ более $2,2 млрд, в связи с чем с 1 апреля Россия отменила все ранее действовавшие для Украины скидки и цена выросла с $268,5 до $485. «Нафтогаз» во вторник заявил, что готов рассчитаться по долгам, но лишь в случае, если Россия вернет все скидки. Правда, не уточнил, за счет каких средств. Даже по цене в $268,5, введенной в декабре прошлого года, Украина платить была не в состоянии.
Европа также согласилась на проведение консультаций по поводу украинского газового вопроса (их Путин предлагал в своем письме от 10 апреля). Заниматься переговорами будет еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.
В ходе «прямой линии» в четверг Владимир Путин заявил, что Россия даст Украине отсрочку для выплат по долгам. «Мы готовы еще потерпеть, мы будем терпеть месяц. Если и за месяц никаких платежей не будет, то мы в соответствии с контрактом перейдем на так называемую предоплату», — предупредил российский лидер.
Согласно действующему контракту от 2009 года, Украина должна оплачивать поставки до седьмого числа месяца, следующего за месяцем поставок. По условиям соглашения, в случае задержек оплаты «Газпром» имеет право с 16-го числа перейти на авансовые поставки, то есть сначала Украина перечисляет деньги и лишь после их получения российский монополист поставляет количество газа, соответствующее полученной сумме. В апреле этого сделано не было.
При этом Путин предупредил, что перевод Украины на предоплату может привести к сбоям транзита российского газа в Европу. Именно этой угрозой, по словам президента, объясняется «корпоративность, договороспособность и терпение» России.
Угроза транзиту заключается в том, что для его обеспечения в зимний период Украине сначала необходимо летом закачать в свои подземные газохранилища дополнительные объемы. В период зимнего роста потребления газа именно эти объемы будут обеспечивать бесперебойность транзита. Однако, если Украина не сможет оплачивать российские поставки, она не сможет заполнить ПХГ до необходимого уровня. Кроме того, всегда остается угроза несанкционированного отбора газа из транзитных объемов, как уже было в 2009 году.
В четверг новый глава «Укртрансгаза» Игорь Лохман (он был назначен на этот пост 14 апреля, ранее работал на должности главного инженера компании) заявил, что приложит все усилия, чтобы «Укртрансгаз» обеспечил бесперебойный транзит российского газа в Европу.
«Путин пытается оказать давление на Европу с тем, чтобы она, раз уж фактически взялась патронировать новые украинские власти, обеспечила оплату их долгов», — комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Евросоюз в лице того же Эттингера неоднократно заявлял, что Европа намерена помочь Украине с оплатой газовых долгов, однако никаких реальных действий до сих пор не было. Штаты предоставили Киеву кредитные гарантии на $1 млрд, но, во-первых, этого все равно недостаточно для расчетов с «Газпромом», а во-вторых, кредитные гарантии не являются кредитом. Должна еще найтись структура, которая под эти гарантии предоставит Украине деньги. Свою поддержку обещал и МВФ, однако он выставил ряд жестких условий. Среди них повышение цен на газ для потребителей Украины. Украинские власти заявили, что с мая цена вырастет более чем на 40%, но деньги от МВФ начнут поступать лишь после того, как Фонд убедится в том, что его требования исполняются. То есть времени, чтобы расплатиться с Россией, Украине может не хватить.
«Еще одна цель заявлений Путина — подготовка к претензиям со стороны Евросоюза, — полагает Макаркин. — В случае если Россия все же переведет Украину на авансовые платежи и пострадает транзит, Европа обвинит во всем именно Россию (об этом говорят и сегодняшние заявления Баррозу). И здесь Москва сможет сослаться на то, что предупреждала ЕС и даже пошла на уступки, дав Украине отсрочку».
Между тем Европарламент призывает совет ЕС подготовить новые санкции в отношении России. Речь идет о принятии экономических мер против российских компаний и их дочерних структур, «особенно в энергетическом секторе». В частности, Европарламент заявляет, что российский газопровод «Южный поток» (который, кстати, предназначен именно для того, чтобы исключить риски украинского транзита) не должен быть построен. Официальный представитель еврокомиссара по энергетике Сабине Бергер в четверг в интервью болгарской радиостанции «Фокус» заявила, что введение «Южного потока» «требует политических переговоров».
По мнению европарламентариев, необходимо в целом снижать зависимость Европы от российских энергоносителей и искать другие источники поставок. Упоминается и возможность при необходимости приостановить импорт российского газа.
Владимир Путин в ходе «прямой линии» заявил, что считает невозможным отказ Европы от российского газа. Российский президент напомнил, что Европа 34–35% своего газового баланса закрывает именно поставками из России. В качестве примера Путин привел «нашего доброго соседа» Финляндию, которая получает из России 90% газа, некоторые страны Восточной Европы получают из России 60–70% необходимого им газа.
«Можно ли вообще прекратить поставки? Это, на мой взгляд, совершенно нереально. Только в ущерб себе, через кровь, можно, но я представить себе такого не могу», — отметил президент.
Ранее первый вице-премьер России Игорь Шувалов говорил, что заявления Европы об опасной зависимости от российского газа не более чем инструмент давления. По словам Шувалова, Россия, возможно, даже больше зависима от Европы, как от газового рынка. Также Шувалов отметил, что в любом случае Европе грозит зависимость от поставщика, будь то Россия или друга страна. При этом он указал, что в условиях отказа Европы от российского газа Россия будет вынуждена искать новые рынки сбыта.
«Отказаться от российского газа Европа не сможет, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Поставки из Норвегии и Северной Африки малореальны, так как там падает добыча. Азербайджан способен предоставить лишь 10 млрд кубометров в год («Газпром» ежегодно поставляет в Европу около 160 млрд кубов), для поставок из Ирана необходимо еще создать инфраструктуру, а на сегодняшний день никаких инвестиций в этот сектор иранской промышленности нет».
Потенциально сжиженный природный газ (СПГ) может поставлять Америка, и барак Обама уже заявил, что Штаты готовы обеспечивать Европу необходимыми объемами. Однако это также требует времени, а кроме того, по словам Симонова, США сами не заинтересованы в поставках крупных объемов: это приведет к росту цен на внутреннем рынке. Кроме того, американский СПГ с учетом стоимости транспортировки может оказаться дороже российского газа.
«Что касается «Южного потока», то именно этот проект может стать предметом торгов между Европой и Россией», — полагает Симонов. В частности, Москва может пойти на уступки Украине, если Евросоюз снимет свои претензии по «Южному потоку».
Еврокомиссия уже неоднократно поднимала вопрос «Южного потока». В марте Гюнтер Эттингер говорил, что переговоры по проекту должны быть отложены. Ранее Еврокомиссия заявляла, что существующие двусторонние соглашения по «Южному потоку», которые с «Газпромом» заключили Австрия, Венгрия, Болгария, Греция, Словения, Хорватия и Сербия, нарушают законодательство ЕС и Еврокомиссия ожидает их пересмотра. Она призывала европейские страны не исполнять двусторонние соглашения, если РФ не согласится их пересматривать. В частности, пресс-секретарь Эттингера Марлен Хольцнер говорила, что трубопровод должен быть доступен для третьих сторон, то есть энергетических компаний из ФРГ, Франции и других стран.
Кроме того, Еврокомиссию не устроило, что тарифы на прокачку будет устанавливать «Газпром», в то время как, согласно законодательству Евросоюза, их должен предлагать независимый управляющий и утверждать регулятор ЕС. Впрочем, в конце января Еврокомиссия заявила, что не будет требовать пересмотра уже существующих соглашений.
«Следует также помнить, что нынешний состав Европарламента, требующий отмены «Южного потока», сменится уже в мае, когда пройдут выборы, — напоминает Симонов.