Мобильные реже, но дороже

Смартфоны завоевывают Москву, но рынок близок к насыщению

Екатерина Мереминская
Продажи мобильных устройств в Москве снизились на 8% в первом квартале 2014 года при росте выручки на 6%. Упавший рубль подтолкнул цены вверх и остановил тех, кто намеревался купить гаджет сейчас, объясняют эксперты. Они также считают, что смартфоны завоевали столицу, взрывного роста больше не будет, следующий этап экспансии — регионы.

Мобильные устройства стали хуже продаваться в Москве, свидетельствует обзор за первый квартал 2014 года, подготовленный компанией «Евросеть». Продажи снизились на 8% (квартал к кварталу), до 1,1 млн штук. Впрочем, если считать не в штуках, а в рублях, картина иная: рост на 6%, до 9 млрд руб.

Смартфоны продолжают завоевывать Москву.

Они составили 61% всех проданных устройств и обеспечили 91% выручки от продаж. Это рост на 16 и 6 п.п. соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольшей популярностью в первом квартале 2014 года пользовались смартфоны Samsung — 24% рынка, если смотреть в количественном выражении. Но по выручке лидирует Apple, заняв 40% рынка.

Ситуация с планшетами обратная. В первом квартале было продано 300 тыс. устройств — это на 17% выше, чем в первом квартале 2013 года. Но выручка сократилась на 5%, до 3,6 млрд руб. Это связано с падением средней цены гаджетов: она стала ниже почти на 20% и, как подсчитали в «Евросети», составляет 13 тыс. руб.

В сегменте планшетов в Москве лидирует Apple — первая компания по обоим показателям, Samsung — на втором месте.

«Уменьшение количества проданных мобильных устройств в первом квартале — ситуация вполне логичная, и соперничество между компаниями Apple и Samsung здесь совершенно ни при чем, — сказал «Газете.Ru» эксперт MFX Broker Юрий Прокудин. — Суть проблемы в том, что на текущий момент из-за повышения стоимости доллара по отношению к рублю в первом квартале 2014 года цены на мобильные устройства резко подскочили, до 25% предыдущего уровня стоимости».

Действительно, по данным «Евросети», средняя цена устройства (из всего спектра, представленного на рынке) увеличилась на 12% и составила 8,3 тыс. руб. Реальный эффективный курс рубля в первом квартале 2014 года снизился на 8,5% (к первому кварталу 2013 года, данные Банка России). Реальный курс рубля к доллару упал на 8,6%, к евро — на 11,5%. Номинальный курс рубля в эти три месяца двигался почти так же: он снизился по отношению к доллару на 9,2%, к евро — на 10%.

В среду курс рубля опустился на 12 коп. к доллару США, до 36,0813 руб./$.

«Это не могло не вызвать уменьшения количества покупателей», — отмечает Прокудин. Далеко не всегда у тех, кто готов потратить на мобильное устройство более 10 тыс., но менее 20 тыс. руб., могут найтись дополнительные 25% цены. «Как в случае с довольно популярными смартфонами Galaxy Note 3 от Samsung, средняя стоимость которых колеблется между 22 тыс. и 35 тыс. руб.», — приводит пример эксперт. «Ускорение обесценения рубля в первом квартале 2014 года усилило давление на потребление, особенно на экспортные товары и товары длительного пользования, — согласен начальник аналитического отдела ИК «Русс-Инвест» Дмитрий Беденков. — Стагнация доходов и рост цен заставляют потребителей выбирать более дешевые альтернативы или воздерживаться от покупок товаров не первой необходимости, накапливая сбережения».

«Первый квартал традиционно является неактивным с точки зрения продаж товаров длительного пользования: потребители берут паузу после декабрьского ажиотажа», — приводит еще одну причину Беденков.

Изменения на московском мобильном рынке продиктованы в первую очередь ростом популярности смартфонов, считает генеральный директор МФО «Народная казна» Александр Гуськов. «Речь идет о существенном падении продаж мобильных телефонов», — уточняет Гуськов. В сегменте смартфонов он видит стабилизацию спроса в связи с «насыщением столичного рынка».

«Скорее всего, в среднесрочной перспективе спрос на смартфоны будет стабильным, но мы уже не увидим взрывного роста, который наблюдался последние несколько лет.

Драйвером роста теперь стали регионы, где рынок еще не насыщен, и очень сильно растут продажи в экономичном сегменте», — полагает Гуськов.