Рост ВВП России в 2014 году может уйти в ноль. Об этом 15 апреля на заседании расширенной коллегии Министерства финансов рассказал глава министерства Антон Силуанов.
До сих пор даже по самому пессимистическому официальному прогнозу (от Министерства экономического развития) ВВП мог вырасти на 0,5%. Однако и этот прогноз показался чересчур оптимистичным.
«Условия, в которых придется работать в 2014 году, — это самые сложные, пожалуй, с момента кризиса в 2008–2009 годах», — посетовал Силуанов.
Профильные министерства отличаются традиционно бодрыми прогнозами, которые, лишь реагируя на очевидное ухудшение экономической ситуации, им приходилось понижать. Но в последнее время корректировки участились. В начале года официальный прогноз роста ВВП составлял 2,5%. В марте сначала появились высказывания чиновников о том, что он будет снижен до 2%, а затем был представлен сценарный прогноз, по которому в лучшем случае этот показатель достигнет 1,8% (базовый вариант — 1,1%). Глава Центробанка Эльвира Набиуллина 2 апреля заявила о пересмотре прежнего прогноза (1,5–1,8%) до «ниже 1%».
Такая активность в понижении прогнозов и выбор варианта сценария даже хуже, чем прежний пессимистичный. Возможный вариант — чиновники полагают, что реальное положение дел ухудшается крайне стремительно, особенно с учетом обострения внешнеполитической обстановки, угрозы официального ввязывания России в конфликт на Украине и крупномасштабные экономические санкции со стороны Запада.
Динамика макроэкономических показателей действительно быстро ухудшается.
Индексы деловой активности несколько месяцев подряд находятся в «отрицательной» зоне с тенденцией к снижению, промышленное производство в этом году начало падать, затухает и рост всей экономики. По итогам 2013 года рост ВВП составил 1,3%.
«Экономическая ситуация продолжает ухудшаться: по предварительным данным, в первом квартале темпы роста экономики замедлились до уровня примерно 1%», — сообщил на коллегии премьер-министр Дмитрий Медведев.
Ключевой фактор, заставивший пересматривать прогнозы Минэкономразвития, — усилившийся отток капитала. С этим согласен и Силуанов. «Сохраняющийся отток капитала снижает возможности для роста инвестиций в экономику и создает риски несбалансированности бюджетов, — пояснил он. — Основной причиной оттока капитала является неопределенность развития геополитической ситуации. Именно в этом, потому что из $63 млрд оттока капитала в первом квартале текущего года $20 млрд пришлось на рост объемов наличной иностранной валюты на руках у населения, а с учетом перевода рублей в иностранную валюту организациями отток капитала составил $50 млрд. То есть большая часть так называемого оттока, которая учитывалась по платежному балансу, — это неопределенности геополитической ситуации, риски, которые видели население и инвесторы, и, собственно, перекладывались из рублей в валюту».
Правда, власти в финансовых проблемах винят в основном внешних «врагов». Сегодня же Медведев вновь раскрыл этот внешний источник: «развивающиеся страны уже столкнулись с оттоком капитала, в том числе в результате действий резервной системы США».
И добавил, что сложности в экономике «в определенной степени» «обусловлены попытками определенных сил подтолкнуть нас к искусственному кризису».
Что это за силы, Медведев не уточнил. Скорее всего, это все тот же Запад с угрозами экономических санкций. «Мы, конечно, не можем не принимать во внимание политическую составляющую текущего периода», — сказал он. «Внешнее фондирование, к которому прибегали крупные отечественные компании и банки, схлопывается, в том числе и в силу политических соображений», — отметил Медведев.
Однако представители бизнеса видят не только внешние проблемы. На состоявшейся во вторник в Общественной палате всероссийской конференции «Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей» бизнес-омбудсмен Борис Титов констатировал, что государство оказывает сильное давление на российский бизнес, разрушая его стоимость. Также Титов отметил, что предпринимательства в России мало и становится еще меньше. «Сегодня невыгодно производить, серьезно выросли издержки… Зарплата растет быстрее, чем производительность труда, эффективность работы падает», — заявил он.
В условиях сокращения возможности вести бизнес даже доступный капитал либо просто не находит сферы применения, либо требует нормы отдачи, повышенной за счет «рисковой премии».
Теперь же к макроэкономическим и институциональным (неопределенность прав собственности) добавляются внешнеполитические риски.
Среди других причин экономических ухудшений Медведев отметил окончание цикла роста цен на энергоносители (т.е. без постоянного роста цен экономика России уже не держится на плаву).
«Еще один комплекс причин связан с исчерпанием возможностей посткризисного восстановления российской экономики: замедлилась инвестиционная активность, предприятия реального сектора сталкиваются с дефицитом собственных инвестиционных ресурсов, ростом издержек и разрывом между уровнем доходности бизнеса и теми процентными ставками, которые предлагаются по кредитам», — сказал также премьер-министр.
Эксперты «Газеты.Ru» в целом согласны с такой оценкой ситуации, как по цифрам, так и по факторам.
«Нынешние прогнозы Силуанова по темпам роста российской экономики на 0–0,5% по итогам 2013 года выглядят более реалистичными, чем заявления министра финансов двухнедельной давности. Напомню, в последних говорилось что рост ВВП России по итогам 2014 года может составить 0,6% г/г, — отмечает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. — При текущем сценарии развития событий отток капитала по итогам 2014 года определенно составит более $100 млрд и в случае дальнейшей эскалации украинского конфликта может достичь $150 млрд, что подразумевает околонулевую динамику темпов экономического роста». Темпы роста будут несущественно выше нуля, а в случае роста политической напряженности — отрицательными, прогнозирует советник председателя совета директоров Локо-банка Константин Комиссаров. «Мы оцениваем рост ВВП как нулевой или отрицательный, — указывает генеральный директор оценочной компании «Справедливая стоимость» Вадим Ткаченко. — Возможна корректировка в течение года, но в целом ситуация не оптимистичная».
Простых граждан текущая ситуация может затронуть в первую очередь через сжимающийся рынок труда, а также посредством снижающихся реальных доходов в связи с внушительной девальвацией российской валюты, отмечает Самойлова. Начнет раскручиваться спираль безработицы. «Снижение темпов роста экономики негативно скажется на финансовом секторе, что, в свою очередь, выльется в рост стоимости кредитования, также, возможно, некоторые компании потребуют реструктуризации, что повлечет за собой необходимое сокращение штата сотрудников, вследствие чего
уровень безработицы в России может вырасти к четвертому кварталу 2014 года», — рассказывает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов.
Граждане столкнутся с ростом безработицы, замораживанием заработной платы на фоне роста цен на импортные товары, усложнением доступа к кредитным ресурсам, предупреждает Комиссаров. «Это не только инфляция, но и потери мест на работе в связи с ухудшением предпринимательской активности, а также
усугубление экономических проблем в регионах, что приведет к очередному оттоку населения в города, с одной стороны, и в деревни — тех, у кого варианты выжить останутся только на собственном хозяйстве», — добавляет Ткаченко.
По мнению омбудсмена Титова, существующая экономическая модель обеспечивает потребность населения в данный момент, но она затратна и малоэффективна в будущем. «Модель последних 15 лет базировалась на постоянном росте цен на энергоносители. Сейчас нужны другие рецепты — больший акцент на импортозамещение, увеличение эффективности экономики, стимулирование малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности», — перечисляет Комиссаров. Титов считает, что эту модель необходимо менять. «В случае когда темпы роста мировой экономки замедляются, темпы роста экономики России замедляются ускоряющимися темпами вслед за снижением цен на сырье, — поясняет Некрасов. — Для решения данной проблемы необходимо расширять сектор перерабатывающей отрасли в России, что будет поддерживать темпы роста в периоды замедления темпов роста мировой экономики». Но на проведение каких-то политических и экономических реформ сейчас надежды мало. Банк России тоже не придет на помощь.
«Руки Центробанка в отношении регулирования экономических процессов связаны слишком высоким уровнем инфляции и слишком низкими темпами роста, которые не позволят ему ни значительно повысить, ни понизить ставку, — отмечает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова.
«Вариантов привлечения интереса иностранного капитала тоже мало на фоне эскалации конфликта с Украиной».
Остается уповать на здоровые рыночные силы, «на циклическую природу экономических процессов — после спада всегда приходит бум, и, как только геополитические риски уйдут со сцены, инвесторы вернутся на российский рынок, привлекаемые очень низкими уровнями стоимости активов и перспективами высокой доходности», — рассчитывает Самойлова.
Чиновники тоже предпочитают ждать, что «все рассосется». «Сейчас, слава богу, мы имеем стабилизацию валютного курса, стабилизацию курсовой политики, — отметил на коллегии Силуанов. — Надеемся, что отток капитала за счет этого фактора будет во втором квартале ниже».