На Украине продолжается масштабный отток вкладов. В частности, за март физлица забрали из банков 5,8% вкладов, или около 26 млрд гривен, за февраль — 7,1% вкладов. Совокупно уменьшение объемов денег на счетах украинских банков с конца января по конец марта составило 12,5%. В марте усилился отток корпоративных вкладов — их количество сократилось на 3% (2 млрд гривен) против уменьшения на 2% месяцем ранее.
При этом сокращаются как гривниевые, так и долларовые депозиты. Объем валютных вкладов в марте уменьшился на 6,8%, что в численном выражении составило $1,5 млрд. Еще $1,5 млрд из банков забрали в феврале.
Для украинской банковской системы бегство вкладчиков ранее, до начала политического кризиса, было нехарактерно. «Если говорить о сегменте физлиц, то последние года три в нем, напротив, шел очень большой приток депозитов — рост составлял около 19% в год», — указывает глава аналитического отдела »Альфа-банк Украина» Алексей Блинов. Ситуация начала меняться в ноябре, с началом политической дестабилизации в стране: тогда отток валютных вкладов уже наметился, однако граждане продолжали пополнять счета в гривнах. «В прошлый раз во время полномасштабного экономического кризиса тенденция к оттоку вкладов наблюдалась только в период с конца сентября 2008-го до конца весны 2009-го», — вспоминает один из опрошенных «Газетой.Ru» банковских аналитиков.
Для оттока депозитов есть две причины: резкая девальвация гривны и слабость банковской системы Украины в целом. Резкая девальвация курса национальной валюты привела к тому, что вкладчики, имеющие вклады в гривнах, начали их снимать, чтобы конвертировать в иностранную валюту, отмечает руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Однако, по мнению некоторых украинских экспертов, этот фактор постепенно будет терять свое значение, поскольку гривна уже достигла минимальных значений. Сейчас курс находится в «свободном плавании», с конца прошлого года цена $1 выросла с 8 гривен до почти 13 (12,97) гривен за доллар. «Курс валюты ищет равновесное значение и скоро должен упасть», — выражает надежду Блинов. По его словам, сейчас снижению курса уже способствует сокращение спроса на подорожавший импорт.
«Отток валютных вкладов — это не столько вопрос курса, сколько вопрос стабильности банковской системы, она отражает политические риски. При этом оттоки были примерно равны во всех крупнейших банках (топ-20) страны», — возражает начальник аналитического отдела Райффайзен Банк Аваль Дмитрий Сологуб. Выправить положение самой банковской системы сложнее. «В некоторых украинских банках была введена временная администрация в силу непродуманной кредитной политики. Это имеет последствия для рынка в целом, ведь люди начинают подозревать, что это системная проблема», — отмечает Ваврищук. По его словам, в сложившихся условиях Нацбанк Украины достаточно сильно поддерживает банки. Однако к новой волне банкротств отток вкладов привести не должен. «Удар по прибыли банков есть, но сокращение депозитов не несет системного риска для банков», — полагает Сологуб. По его словам, Национальный банк активно рефинансирует кредитные учреждения, поэтому проблема ликвидности перед ними стоит меньше, чем в прошлом году. Вместе с тем банки сейчас не проводят рискованную политику по выдаче кредитов, не переживают кредитный бум, характерный для 2008 года, что обеспечивает им запас, необходимый для выполнения обязательств перед вкладчиками.
Впрочем, по мнению других аналитиков,
гривны и валюта, снятые вкладчиками, не конвертируются и не оседают на вкладах, а попросту остаются на руках у перепуганных граждан.
По словам опрошенных аналитиков, в конце марта отток депозитов существенно замедлился, тенденция продолжилась в апреле, однако для стабилизации ситуации еще далеко. В дальнейшем динамика вкладов будет складываться под действием нескольких факторов. По мнению экспертов, для граждан важно внешнее экономическое благополучие, которое выражается в курсе валюты и в успехе переговоров с Международным валютным фондом. Исполнительный комитет МВФ планирует принять решение по вопросу кредита для Украины до конца апреля, при этом объем кредита оценивается в сумму до $18 млрд. Но одной этой меры будет недостаточно. «Для того чтобы вклады снова потекли в банки, необходимо локализовать расшатывание ситуации», — отмечает Блинов. При этом многое зависит от политической ситуации на востоке страны. В то же время один из наиболее существенных рисков для экономики Украины сейчас заключается в возможном охлаждении торговых отношений с РФ. Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Украины, в нее поступает около 25% украинского экспорта, и потеря этого рынка может привести к дальнейшей девальвации гривны и, соответственно, к оттоку вкладов.
Если политическая ситуация вокруг Украины не будет обостряться, отток вкладов может завершиться уже в ближайшее время.
«Мы уже где-то около дна кризиса банковского сектора», — полагает Ваврищук.
Тенденция к оттоку вкладов наблюдается сейчас и в России. В марте остаток на счетах населения (срочных и «до востребования») уменьшился на 338,2 млрд руб., что составляет около 2% от общего объема.