Владимир Путин направил письмо лидерам 18 европейских стран по поводу ситуации с долгом Украины за поставленный газ, сообщил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В обращении к главам государств и правительств говорится о возможном негативном влиянии этой ситуации на транзит газа в Европу. «Путин высказывает крайнюю озабоченность в связи с критической ситуацией, которая складывается вокруг украинской задолженности, и в этой связи — с поставками российского газа», — сообщил Песков.
Пресс-секретарь подтвердил, что послание было разослано европейским партнерам после состоявшегося накануне совещания с членами правительства, на котором обсуждалась проблема погашения Украиной долга за российский газ. «Предложены диалоговые механизмы для экстренного обсуждения сложившейся ситуации», — добавил Песков.
На совещании с членами правительства, состоявшемся накануне, Путин рекомендовал кабинету министров не делать поспешных шагов. Он дал понять, что перекрывать газовый вентиль, несмотря на огромные долги Киева, не стоит. Даже переход на авансовую систему платежей, а она предусмотрена контрактом «Газпрома» с украинским «Нафтогазм», пока тоже откладывается.
Между тем премьер Дмитрий Медведев уточнил в среду размер задолженности Украины перед Россией — $16,6 млрд. Из них $3 млрд — это кредит, еще $2,2 млрд — задолженность за газ и $11,4 млрд — упущенная выгода от разрыва экономических связей.
Премьер заявил, что у Москвы есть все основания для перехода на более жесткий вариант взаимоотношения с украинскими партнерами. Путин согласился, что ситуация странная. Киев не платит за газ, а ЕС, обещавший помощь Украине, ограничивается пустыми обещаниями. «Наши партнеры в Европе признают легитимность сегодняшних киевских властей, но ничего не делают для того, чтобы поддержать Украину, ни одного доллара, ни одного евро не дали», — сказал Путин. А Российская Федерация не признает легитимность власти в Киеве, но продолжает оказывать экономическую поддержку и субсидировать экономику Украины, добавил президент.
Ранее власти Евросоюза не раз заявляли, что готовы помочь Украине расплатиться с долгами за российских газ. Об этом сообщал, например, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер по итогам заседания Совета ЕС по телекоммуникациям и энергетике. Содействие в погашении долгов является частью программы помощи Киеву, уточнял Эттингер. Но никаких цифр не назвал.
Тем не менее перекрывать газ Москва все равно не будет до проведения дополнительных консультаций с европейскими партнерами. Первый раунд переговоров может состояться в понедельник. Кремль предлагает провести их на уровне министров экономики, финансов и энергетики в формате Европа — РФ — Украина. Причем Россия, похоже, готова предъявить к оплате более значимый счет, чем называл премьер Медведев. Этот счет складывается из занижения цены на газ для Украины и штрафных санкций за невыбранный газ за последние четыре года.
Россия оценивает свою финансовую помощь Украине в $35,4 млрд. Эта сумма названа в письме Путина лидерам ЕС, сообщил пресс-секретарь президента.
«С самого первого дня существования независимой Украины Россия поддерживала устойчивость украинской экономики, поставляя ей газ по заниженным ценам. В январе 2009 года при участии премьера Юлии Тимошенко был подписан контракт купли-продажи природного газа в 2009–2019 годах, который урегулировал вопросы поставки и оплаты газа и гарантировал его бесперебойный транзит через территорию Украины. И который Россия неукоснительно соблюдает», — говорится в письме.
И Киев вплоть до августа 2013 года исправно платил за газ в соответствии с этой формулой. После подписания контракта Россия предоставила Украине целый ряд беспрецедентных льгот и скидок по цене за газ, напоминает президент. Это скидка по харьковским соглашениям 2010 года, которая предоставлялась как аванс в счет будущих, начиная с 2017 года, арендных платежей за пребывание Черноморского флота; скидка по ценам на газ, закупаемый для химических предприятий Украины; скидка, введенная в декабре 2013 года сроком на один квартал в связи со сложившимся критическим состоянием украинской экономики.
Если их суммировать, то размер составит $17 млрд. К этому следует добавить еще $18,4 млрд, не оплаченные украинской стороной штрафные санкции за невыборку минимального годового количества газа (take-or-pay). «Таким образом, Россия за последние четыре года субсидировала экономику Украины за счет занижения цен на газ в объеме $35,4 млрд», — подытоживается в документе.
Эксперты считают, что вернуть долг за потребленный газ, хотя бы те $2,2 млрд, которые никто не оспаривает, будет сложно. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко полагает, что Киев может погасить долг перед «Газпромом» за счет тех $3 млрд, которые в мае ему должен выделить МВФ.
С этим не согласен независимый украинский эксперт Валентин Землянский. По его мнению, «Газпрому» вряд ли стоит рассчитывать на кредитные деньги от МВФ.
«Из кредитов ничего отдавать не будут. Кредиты МВФ являются целевыми, направлены на поддержание золотовалютных резервов и не могут быть использованы для погашения долговых обязательств. Кроме того, даже если будет получен первый транш в размере $3 млрд, половину необходимо будет отдать на погашение ранее взятых кредитов МВФ», — объясняет Землянский.
Москва и Киев не исключают, что урегулирование долга может стать предметом разбирательства в суде. Последней инстанцией по корпоративным спорам будет Стокгольмский арбитраж. Судя по всему, соответствующий пункт содержится в контракте «Газпрома» с «Нафтогазом». Подтвердить это у «Газпрома» не удалось. «Мы не раскрываем условия контракта», — сообщили в пресс-службе газовой компании.
Впрочем, у экспертов нет единодушия по поводу конечного итога возможного разбирательства в арбитражном суде Стокгольма. Сергей Агибалов, завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов, считает, что перспектива победы Украины в Стокгольмском арбитраже довольно сомнительна. Контракт 2009 года был подписан Юлией Тимошенко и все это время исполнялся, Киев не обращался в суд — следовательно, де-факто ценообразование было признано. Украина может апеллировать к тому, что цена в $485 за 1 тыс. кубов значительно выше, чем для европейских контрагентов «Газпрома», но если она и добьется снижения цены до уровня Европы, это все равно будет цена в районе $400. Причем это будет уже цена, утвержденная Стокгольмским арбитражем, и Киеву придется платить по ней до конца действия контракта без каких-либо отговорок.
Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, наоборот, уверен, что «Газпром», скорее всего, не сможет доказать свою правоту в шведской столице.
«Меня очень удивляет, что Украина до сих пор не обратилась в арбитраж. Цена на газ для Украины примерно на 30% выше средней цены европейского экспорта «Газпрома», так что шансы на выигрыш у Киева очень велики», — говорит Корчемкин.
Доказать в Стокгольмском арбитраже завышенность цены на газ для Украины будет просто, поскольку есть прецеденты разбирательств «Газпрома» с европейскими партнерами, добавляет Корчемкин.
Глава украинского Центра политического и экономического анализа Александр Кава говорит, что так или иначе, но оплатить поставленный газ «Нафтогазу» придется. «Если компания не сможет изыскать средства для оплаты, то необходимо будет договариваться о реструктуризации задолженности», — подчеркивает он, добавляя, что в дальнейшем вести дела с Москвой Киеву будет еще сложнее.
«После ввода в эксплуатацию «Северного потока» и начала строительства «Южного потока» у украинской стороны остается все меньше веских аргументов в переговорном процессе по цене природного газа, который поставляется из РФ», — говорит Кава.
Если нет денег, то Киев может попытаться расплатиться активами. Украина могла бы договориться о создании газового консорциума с ЕС и Россией, то есть разделить свою газотранспортную систему (ГТС) между тремя участниками рынка, считает Охрименко. «Если президентом Украины станет Юлия Тимошенко, то проект передачи ГТС в пользу России может стать реальностью», — не исключает он. При этом Охрименко подчеркивает: точной оценки стоимости украинской газовой трубы нет, в разное время назывались суммы от $3 млрд до $25 млрд.
По словам Землянского, и украинская ГТС, и ее газовые хранилища представляют большой интерес для России и могут пойти в уплату долга Москве. «Да, ГТС как актив интересна России, потому что газопровод «Южный поток» — довольно проблемный проект, как по его техническому исполнению, так и по вопросам нормативного урегулирования в ЕС. Не говоря уже о колоссальных затратах на него. Украинское направление изначально дешевле, привлекательнее, и, главное, без подземных хранилищ газа (ПХГ) не удастся выравнивать пиковые нагрузки потребления в Евросоюзе. Ни северный, ни южный «потоки» не обладают такими маневровыми мощностями», — объясняет эксперт.
Газовый долг может стать инструментом давления на власти ЕС, озабоченные геополитическими притязаниями России, считают эксперты. Но Россия не рассчитывает, что Киев снимет свои претензии по поводу Крыма в обмен на газовый долг и Украина и Запад признают полуостров частью России. «Ни одно правительство от своей территории так просто не отказывается. В качестве примера можно вспомнить Нагорный Карабах, который Азербайджан до сих пор считает своим. Поэтому формального признания и отказа от претензий не будет», — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Но могут быть неформальные договоренности. Например, в обмен на то, что Россия не будет педалировать ситуацию с газовыми долгами, Украина гарантирует, что не будет организовывать экономическую блокаду Крыма, считает Макаркин.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что активы «Нафтогаза» «Газпрому» не интересны. «Весь оставшийся транзит, которые сейчас идет через украинскую территорию, оттянет на себя газопровод «Южный поток», а для поставок на внутренний рынок Украины приобретать украинские газовые сети не имеет смысла. Слишком велики риски. К ним могут быть применены положения Третьего энергопакета, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками, транспортировкой и продажей газа. Это произошло в Литве (там «Газпром» из-за Третьего энергопакета потерял 37,1% в компании Lietuvos Dujos, владеющей газопроводами. — «Газета.Ru»)», — говорит Симонов.
Впрочем, украинская ГТС и подземные газохранилища могли бы быть интересны «Газпрому» в случае, если строительство «Южного потока» ограничится одной веткой (всего их запланировано четыре, каждая мощностью 15,75 млрд кубов). Ранее подобная возможность обсуждалась, и в такой ситуации транзит через Украину мог бы частично сохраниться. «Однако это было тогда, когда Россия еще планировала о чем-то договориться с Украиной (при Викторе Януковиче. — «Газета.Ru»), — напоминает Симонов. — Сейчас ситуация кардинально изменилась, обстановка на Украине и общее напряжение не способствуют никаким договоренностям. В таком положении России не имеет смысла сокращать мощность «Южного потока».