Россия смотрит в Китай

Крупные проекты позволят уменьшить экономическую зависимость от Запада

Александр Орлов, Алексей Топалов
Россия и Китай планируют ускорить подготовку контракта между «Газпромом» и китайской CNOOC. Соглашение должно быть подписано во время майского визита Владимира Путина в Китай.

Россия и Китай планируют ускорить подготовку ряда контрактов в энергетике к предстоящему в мае визиту в КНР президента РФ Владимира Путина. Об этом в среду заявил находящийся в Китае с двухдневным рабочим визитом вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Мы обсудили весь спектр сотрудничества в энергетической сфере, договорились о том, что до визита российского президента в КНР в мае этого года нужно достичь договоренностей по целому ряду вопросов или по крайней мере ускорить подготовку необходимых контрактов», — сказал вице-премьер после встречи сопредседателей российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству в расширенном составе.

Дворкович прибыл в Пекин в среду с двухдневным рабочим визитом. В первый день пребывания в Китае он встретился с вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли, который возглавлял китайскую делегацию на заседании комиссии. В российскую делегацию входили представители ряда профильных ведомств, а также крупнейших компаний, таких как «Газпром», «Роснефть», НОВАТЭК, «Русал».

Основной целью вице-премьера Дворковича является подготовка контракта между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNOOC), который должен быть подписан во время визита Владимира Путина в КНР в мае этого года. «Мы действительно надеемся, что в мае удастся подписать контракт. В любом случае мы исходим из того, что до конца года контракт должен вступить в силу», — сказал Дворкович.

По его словам, «единственный вопрос, который остался, — это базовая цена». Консультации с китайской стороной проводятся ежедневно.

Визит вице-премьера в КНР весьма символичен, отмечают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». Нарастающая напряженность в отношениях между Россией и странами Запада заставляет Москву переориентироваться в сторону Китая, который продолжает наращивать партнерство с российскими компаниями.

Энергетическое партнерство

Помимо встречи Аркадия Дворковича с вице-премьером Чжан Гаоли, в среду в Пекине состоялась рабочая встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и председателя совета директоров Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чжоу Цзипина. Стороны обсудили вопросы организации поставок в Китай российского трубопроводного газа.

Алексей Миллер и Чжоу Цзипин отметили значительный прогресс в переговорном процессе по подготовке контракта на поставку газа по «восточному маршруту» в соответствии с ранее согласованными основными условиями.

«В ходе данного раунда переговоров мы согласовали все технические вопросы реализации проекта. Достигнут прогресс в переговорах по цене газа. Стороны договорились, что контракт вступит в силу до конца 2014 года, а следующий раунд переговоров пройдет в Москве в конце апреля», — сказал по итогам встречи Алексей Миллер.

Россия пытается договориться с Китаем о продаже газа с 2004 года. Речь идет о поставках в общей сложности 68 млрд кубов в год по двум маршрутам. КНР остро нуждается в российском газе: по прогнозам мировых экспертов, уже к 2020 году спрос на газ в Китае достигнет 300–350 млрд куб. м в год. Собственная добыча даст КНР около 115 млрд куб. м, еще около 80 млрд куб. м китайцы смогут обеспечить за счет закупок сжиженного газа (СПГ). Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не превысят 40 млрд кубов. А к 2030 году, по прогнозам мировых экспертов, потребление газа в Китае превысит европейское, которое сейчас составляет около 600 млрд куб. м. Камнем преткновения в переговорах послужила цена. Изначально «Газпром» настаивал на европейском тарифе для китайцев. Как сообщали источники, в ходе прошлогодних переговоров китайцы заявили о желании получать российский газ по цене $250 за 1 тыс. кубов. Цена европейских поставок «Газпрома» на тот момент составляла около $450. Позже, по данным источников, китайцы согласились на цену около $350. Закупать газ по цене, предлагаемой «Газпромом», Китай не способен физически, так как тарифы в КНР регулируются государством. То есть китайским компаниям придется закупать газ дороже, чем они его смогут в дальнейшем продать на внутреннем рынке.

В 2013 году Китай предложил привязать цены российских поставок к ценам Henry Hub (распределительный хаб в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов. Именно цена на Henry Hub служит ориентиром для определения цен по спотовым (разовым) газовым контрактам в США). Однако из-за «сланцевой революции» в Штатах газ там резко подешевел, и цена на Henry Hub составляет лишь $140–150 за 1 тыс. куб. м. Россия от такой привязки категорически отказалась.

В начале года агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что «Газпром» может снизить цену для Китая в обмен на предоплату «в несколько миллиардов долларов». По данным источников, российская монополия рассчитывает договориться с КНР о цене в $10–11 за 1 млн британских термических единиц, что эквивалентно $358–393 за 1 тыс. куб. м. Вопрос о предоплате поднимался еще в 2011 году, но тогда речь шла, по разным данным, о $25–30 млрд. «Газпром» хотел их получить авансом и направить на строительство газопроводов до Китая. Однако КНР заявила, что таких денег у нее нет.

«Роснефть» в отношениях с Китаем опередила «Газпром». В прошлом году нефтяная компания подписала с CNPC соглашение о поставках в Китай в течение 25 лет около 360 млн т нефти на сумму около $270 млрд. Предоплата по сделке составляет $70 млрд, 15 января «Роснефть» сообщила, что получила первую часть аванса — $20 млрд. По словам экспертов, глава «Роснефти» Игорь Сечин очень активно предлагает себя Владимиру Путину в качестве эффективного переговорщика с китайцами. «Роснефть», согласно мнению экспертов, активно развивает собственный газовый бизнес и, возможно, нацелена на китайский рынок».

Китайские инвесторы участвуют и в проекте «Ямал-СПГ» компании «НОВАТЭК». Проект предусматривает строительство на Ямале завода по сжижению природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год, а также инфраструктуры по хранению и отгрузке СПГ. Газ будет поступать с Южно-Тамбейского месторождения (запасы — 418 млрд куб. м газа и 15 млн тонн газового конденсата), принадлежащего НОВАТЭКу. «Ямал-СПГ» должен быть запущен в 2016 году, инвестиции в него оцениваются примерно в $30 млрд. В октябре 2011 года французская Total приобрела 20% в проекте, заплатив $425 млн. В июне 2013-го в проект НОВАТЭКа вошла китайская CNPC, получившая 20% и обязавшаяся закупать 3 млн тонн СПГ в год. Сумма сделки неизвестна, но, по неофициальным данным, она была близка к сумме, которую заплатили французы.

Superjet летит в Китай

Еще одним крупным российско-китайским проектом может стать продажа 100 самолетов Sukhoi Superjet. В конце марта ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» подписало меморандум с пулом китайских инвесторов — Henan Oberoi Aircraft Company, Shanghai Yuan Fei Aviation Technology Сompany, а также China Tianli Aviation Technology Co. Согласно меморандуму, ГСС и компания Henan Oberoi построят предприятие для сборки SSJ100 в городе Чжэнчжоу провинции Хэнань.

По условиям соглашения стоимость сделки может составить около $3,45 млрд.

Конечная цена будет зависеть от размера скидки, которую предоставит ГСС.

Стороны планируют наладить сборочное производство после того, как китайские авиакомпании закупят определенное количество самолетов российской сборки, однако пока твердых контрактов на поставку самолетов и организацию производства нет.

Китайские СМИ уже окрестили данное партнерство «стратегическим» и «взаимовыгодным». Так, официальная газета ЦК КПК «Жэньминь жибао» отмечает, что «заказ 100 лайнеров SSJ-100 и главная линия монтажа обязательно повлияют на авиаструктуру КНР». Таким образом «давление со стороны зарубежных самолетов на китайское авиастроительство может превратиться и в импульс и так только поможет гражданской авиации Китая».

Собственный аналог российского SSJ100 COMAC ARJ21 Xiangfeng пока проходит стадию сертификации, однако уже сейчас уступает по характеристикам Superjet и новым поколениям самолетов Embraer, что повышает шансы продажи в Китай любой другой иностранной авиационной техники.

В настоящее время в Тяньцзине производится сборка лайнеров Airbus, в Шанхае расположена база по производству китайских самолетов C919. В случае если сотрудничество с ГСС будет признано успешным, Чжэнчжоу станет третьим городом, где будут собираться лайнеры вместимостью до 100 человек.

Сейчас ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 является чуть ли не единственным отечественным проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке составила более 53%.

Российские банки присматриваются к UnionPay

Другой формой российско-китайского сотрудничества может стать помощь Китая в создании российской платежной системы системы, которая должна составить серьезную конкуренцию американским Visa и MasterCard.
В конце марта президент России Владимир Путин на встрече с сенаторами предложил создать собственную национальную платежную систему (НПС), переняв необходимый для этого опыт у соседних с Россией Китаем и Японией.

«В таких странах, как Япония и Китай, эти системы работают, работают очень успешно. Они изначально начинались исключительно как национальные, замкнутые на свой рынок, на свою территорию, на свое население, а сейчас приобретают все большую популярность», — сказал Путин.

Предложение Путина уже поддержали в ЦБ и банковском сообществе, предложив на первоначальном этапе использовать китайскую UnionPay. Как отметил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин, для «признания за рубежом» российскую национальную платежную систему можно попытаться объединить с китайской.

Источник, близкий к UnionPay, подтвердил «Газете.Ru», что ряд российских банков уже начали переговорный процесс по подключению к китайской платежной системе, а также открыли расчетные счета в АКБ «Банк Китая (Элос)», являющемся расчетным центром UnionPay в России.

В АКБ «Банк Китая (Элос)» от комментариев отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Карты UnionPay принимаются в 141 стране мира, а общее количество банкоматов, работающих с китайской платежной системой, превысило отметку в 1 млн. Расчетным центром китайской платежной системы в России выступает АКБ «Банк Китая (Элос)», который является российской дочерней структурой одного из четырех системообразующих банков КНР — Банка Китая. Сейчас, по данным российского сайта UnionPay, карты UnionPay принимаются во многих банках России, в их числе в ВТБ24, Газпромбанке, Приватбанке, Банке Москвы, City Bank, Росбанке, а также Юниаструм Банке.

Дальнейшее ухудшение отношений между Россией и странами Запада будет все сильнее подталкивать Москву на сближение с Пекином.

«Китай становится важнейшим приоритетом экономической политики России. В первую очередь это крупнейший в мире рынок, уже поэтому необходимо развивать взаимодействие с китайскими властями и бизнесом. Кроме того, Китай в перспективе — страна, которая будет эмитировать резервную валюту», — сказал «Газете.Ru» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Однако переориентация в сторону Китая пока не означает полного разрыва отношений с Западом. «У нас нет в настоящий момент никаких намерений по перенаправлению (нефтяных и газовых) потоков (из Европы в Азию). Мы готовы выполнять все свои обязательства и на западном, и на восточном направлениях, более того — увеличивать поставки, если у рынков есть такая потребность», — сказал Дворкович — «В то же время у нас с КНР долгосрочные отношения стратегического партнерства. Мы исходим именно из долгосрочных интересов. Краткосрочная политическая конъюнктура на эти долгосрочные интересы влияния не оказывает. Мы исходим из того, что все переговоры должны вестись и ведутся исходя из рыночных условий, взаимной выгоды — так ведут себя наши китайские партнеры, мы за это им благодарны, так ведем себя и мы».