Москва и Киев снова оказались на пороге газовой войны. Долг Украины перед «Газпромом» может вырасти до $5–6 млрд к концу 2014 года, сообщил в субботу глава компании Алексей Миллер.
С учетом мартовских поставок задолженность «Нафтогаза Украины» уже сейчас оценивается в $2,2 млрд.
При этом, по словам Миллера, за март Киев ничего не перечислил за пользование газом и использовал по назначению лишь половину из ранее выделенного ему Москвой кредита ($3 млрд), предназначенного для погашения образовавшегося долга. При этом собираемость платежей за топливо от украинских потребителей снизилась, по данным «Газпрома», до 20%.
По словам Миллера, деньги, которые Украина должна оплатить за газ, учтены в бюджете и инвестиционной программе российской монополии. И неспособность Киева рассчитаться с долгами ставит под вопрос размер выплат дивидендов акционерам «Газпрома», пожаловался глава компании. Миллер уточнил, что скидки на поставки в соседнюю страну предоставлялись с учетом того, что она оплатит все долги за газ.
Ранее «Газпром» объявил о повышении цены для Украины с 1 апреля до $485 с $268,5 за 1 тыс. кубометров. Это в 1,8 раза выше цены, которую Киев называет «объективной».
Повышение цены произошло после денонсации соглашений между Украиной и Россией, которые действовали с апреля 2010 года. По договору «Нафтогаз Украины» получал скидку на газ в размере $100 за 1 тыс. кубометров за пребывание Черноморского флота в Севастополе. После того как Крым присоединили к России, необходимость в подобном соглашении отпала.
За период действия харьковского соглашения Россия недополучила $11,4 млрд, говорит глава «Газпрома».
«Когда сейчас денонсированы харьковские соглашения, надо понимать, что исчез и предмет договора, поскольку Россия платила за пребывание Черноморского флота на Украине, в Севастополе, в счет будущего договора, в счет продления договора, то есть Россия платила авансом. С учетом этого сумма в $11 млрд 400 млн — это долг, который образовался у Украины перед Российской Федерацией», — сказал в интервью НТВ Миллер.
Однако Украина после переворота не смогла обеспечить выплаты даже по сниженным ценам. Условия, при которых Киев мог бы рассчитаться за газ, — это цена в $268,5 за тыс. кубометров, а также предоставление Россией кредита в $2 млрд, который частично может пойти на выплаты «Газпрому», говорил ранее министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан.
В субботу Продан заявил, что Украина может обратиться в арбитраж Стокгольма в случае, если не удастся договориться о приемлемых для Украины ценах на газ.
«Мы будем договариваться, если мы не договариваемся, то есть процедура, предусмотренная договором, — это обращение в арбитраж Стокгольма», — сказал Продан.
Но ценовой вопрос не повлияет на поставки российского газа в Европу — Продан заверил, что все обязательства по транзиту газа будут осуществляться в полном объеме.
«Украина не будет никаким образом иметь отношение к тому газу, который идет в Европу. Украина будет четко выполнять те обязательства, которые у нее есть по транзиту газа: сколько газа придет на входе, столько же газа будет передано на западной границе», — говорит Продан.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в субботу назвал цену за газ в $485 за 1 тыс. кубометров неприемлемой. «Политическое давление является неприемлемым, и цену в $500 мы не принимаем», — подчеркнул глава правительства. Никаких экономических оснований для роста цен на природный газ не существует, поскольку нефть продолжает дешеветь, считает Яценюк. По его мнению, $268 за тыс. кубометров — это «приемлемая сбалансированная и рыночная цена».
У украинской стороны и «Газпрома» ранее уже возникали разногласия, которые передавались в международные коммерческие арбитражи, и до сих пор украинским контрагентам практически не удавалось доказать свою правоту. Следует отметить в первую очередь, что Стокгольмский арбитраж коммерческий, а не политический, поэтому он будет смотреть на условия договора и их соблюдение сторонами. Если украинская сторона сама нарушила обязательство по своевременной оплате за приобретенный газ, то для нее должны наступить негативные последствия, предусмотренные договором, в частности отказ от поставок газа, отмечает партнер юридической фирмы Lidings Сергей Патракеев.
«Арбитраж в Стокгольме — это коммерческий арбитраж, и в своих решениях он руководствуется прежде всего положениями коммерческих договоров, которые заключили между собой спорящие стороны. Так, у «Газпрома» и его украинского контрагента сейчас есть коммерческий договор, по которому «Газпром» обязан поставить газ, а украинская сторона обязана платить за поставки. В случае если нарушено условие договора по оплате газа, то «Газпром» имеет право в ответ на такое нарушение применить санкции, предусмотренные договором, например приостановить дальнейшие поставки, пока не будет погашен долг», — говорит Патракеев.