Делегация «Нафтогаза Украины» в четверг может провести переговоры с «Газпромом» в Москве по ценам на газ. Украина по-прежнему не рассчитывается полностью за поставки российского газа, накопленная задолженность составляет $1,7 млрд. До 7 апреля «Нафтогаз» должен рассчитаться за мартовские поставки. Во вторник глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что из-за неплатежей «Нафтогаза Украины» российская монополия отменяет скидку, предоставленную в декабре прошлого года.
В итоге цена уже выросла с $286,5 до $385,5 за 1 тыс. кубометров. При этом она может вырасти еще больше: Россия окончательно денонсировала Харьковские соглашения 2010 года. Соответствующий закон подписал в среду российский президент Владимир Путин. Ранее его приняла Госдума и одобрил Совет Федерации.
Соглашения касались продления пребывания российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года и условий, на которых Украина соглашается его продлить. Однако после перехода Крыма под российскую юрисдикцию для России договоренности теряют смысл.
Но не для Украины. Дело в том, что один из пунктов соглашений подразумевает, что за продление пребывания Черноморского флота в Крыму Украина будет получать скидку на российский газ в размере до $100 за 1 тыс. кубометров. Причем скидку Киев получил уже в 2010 году, и она была максимальной. Закон, подписанный Путиным в среду, вступает в силу с момента его опубликования, то есть фактически российский газ для Украины со 2 апреля подорожал на $100.
«Харьковская скидка» введена постановлением правительства на основании межправительственного соглашения. В наших с «Нафтогазом Украины» документах есть прямая ссылка на постановление, — заявил «Газете.Ru» официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов. — Поэтому нам не надо ничего отменять, вступать в какую-либо переписку с «Нафтогазом» или вообще предпринимать какие-либо действия. Работает постановление — есть скидка. Нет — ее автоматически нет».
Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский говорит, что ситуация для компании критическая. «Платить «Нафтогазу» нечем, так как ему самому не платят внутренние потребители», — поясняет Землянский.
По оценке главы украинского минфина Александра Шлапака, дефицит бюджета «Нафтогаза» в этом году составляет 37 млрд гривен (около $3,3 млрд по текущему курсу). А вот глава «Нафтогаза» Андрей Коболев полагает, что по итогам 2014 года дефицит бюджета компании составит уже по меньшей мере $7,2 млрд. И все это происходит на фоне роста общего госдолга Украины. По словам Шлапака, из-за девальвации гривны он в этом году вырастет на $11,6 млрд (всего — около $72,4 млрд).
Но при этом Землянский отмечает, что односторонняя денонсация соглашений не приводит к правовым последствиям. Иными словами, Украина тоже должна поддержать денонсацию.
«Этот вопрос лежит в сфере международного права, — говорит Землянский. — Закон о денонсации в большей степени является прессингом со стороны Путина».
Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин в свою очередь указывает, что отсутствие юридической возможности денонсировать соглашения не означает отсутствия физической возможности денонсации. «Одна сторона может прекратить выполнять обязательства, указанные в договоре. Но другая сторона может обратиться в судебные инстанции», — предупреждает Зеленин.
Российский премьер Дмитрий Медведев ранее подчеркивал, что, согласно одному из международно-правовых принципов, договор сохраняет силу до тех пор, пока действуют обстоятельства, его породившие. Эти слова прозвучали в беседе с Владимиром Путиным, причем Медведев настаивал именно на денонсации Харьковских соглашений.
Украина в свою очередь к такому развитию событий явно готовилась, так как в украинский бюджет с апреля заложена цена российского газа на уровне $480 за 1 тыс. кубометров. Другой вопрос, что закупать газ по такой цене Киев не в состоянии.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что окончательная цена российского газа для Украины именно сейчас станет предметом торга.
«Однако торговаться Москва будет не столько с Киевом, сколько с Брюсселем, — полагает эксперт. — С одной стороны, Кремль явно хочет, чтобы Европа взяла на себя не только политическую, но и экономическую ответственность за Украину. С другой — нынешняя ситуация, потенциально угрожающая поставкам в Европу, — удобный момент, чтобы поторговаться с Евросоюзом по поводу «Южного потока».