Как выяснила «Газета.Ru», правительство может ввести в розничной торговле минимальную цену на игристые (шампанские) вина. В Росалкогольрегулировании (РАР) подтвердили, что подготовили по поручению правительства проект постановления о введении МРЦ — минимальной розничной цены. «Вопрос прорабатывается, но решение пока не принято», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина.
«Мы намерены лишить недобросовестных производителей игристых вин единственного преимущества, то есть запредельно низкой цены. Минимальная цена в рознице — это цена отсечения фальсификата», — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь ведомства Александр Куликов. Логика рассуждения чиновников в Росалкогольрегулировании такова: российский потребитель обычно покупает то, что подешевле. Цена — основной критерий покупки. Если минимальная цена в рознице будет повышена до уровня реальных расходов на производство доброкачественной продукции, то нелегальные производители не выживут. Не выдержат конкуренции из-за низкого качества. Их шипучую продукцию, сделанную неизвестно из чего, не будут покупать. В выигрыше, наоборот, окажутся добросовестные виноделы, надеются в организации: они смогут нарастить продажи, развивать бизнес.
По данным РАР, в регионах бутылку игристого вина 0,75 л сегодня можно купить менее чем за 100 руб.
Попадаются бренды, которые стоят в магазине даже 80 руб. Между тем качественное игристое (шампанское) не может стоить в рознице 100 руб. и менее, уверены в РАР.
В структуре цены игристого вина три основных компонента: отпускная цена завода-производителя, оптовая цена, розничная. По подсчетам РАР за 2013 год, отпускная цена завода-производителя за бутылку игристого 0,75 л должна быть не менее 95 руб. Она включает в себя расходы на сырье — 55,69 руб., на виноматериал с учетом потерь — 18,93 руб. Расходы на вспомогательные материалы — 16,71 руб. Прочие расходы (зарплата персонала, стоимость лицензии, амортизация оборудования, электроэнергия и т.д.) — 20,05 руб.
Кроме того, в структуру цены завода входит прибыль на уровне 15% — 8,35 руб. Акциз — 16,50 руб. И наконец, НДС 18% — 14,50 руб. Итого 95 руб.
Оптовики и розничные продавцы накинут к отпускной цене завода еще по 10%. В итоге цена бутылки шампанского в рознице должна составлять не менее 115 руб. Напомним, эти расчеты проводились в прошлом году.
В 2014-м акцизы выросли: на игристые вина — с 24 до 25 руб., на тихие — с 7 до 8 руб. Если минимальная розничная цена будет введена в этом году, то она предположительно составит 125 руб. за бутылку 0,75 л.
В РАР считают, что только недобросовестные виноделы продают игристые вина по цене ниже 100 руб. Достигается это за счет использования виноматериалов сомнительного качества. «Занижая цену фактически, производитель уходит от налогов», — говорят в РАР.
Пролоббировали введение минимальной цены сами участники рынка. Но виноградари и виноделы преследуют не только фискальную цель. «Минимальная розничная цена призвана защитить рынок от фальсификата, от разного рода «шипучек» и «шмурдяка», которым можно отравиться», — говорит Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России. По его данным, в прошлом году в России было произведено 33,9 млн декалитров тихого вина и 17,2 млн декалитров игристого. Примерно 10–15% этого объема — фальсификат.
Точных данных по фальсификату рынка вина нет. «По моим ощущениям, едва ли не половина рынка игристых и «шампанских» вин в России — это подделка», — сказал «Газете.Ru» председатель совета директоров ЗАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
По его словам, рынок игристых вин сокращается и на глобальном уровне, и в России. Шампанское замещается игристыми напитками сомнительного качества с использованием яблочного сока и прочих инородных для вина компонентов. По этой причине борьба с фальсификатом сейчас более чем актуальна.
По оценке Ассоциации производителей игристых вин, 25% от объема игристых и шампанских вин, реализуемых на территории России, не соответствует нормам качества. Зато с количеством проблем нет. В федеральном реестре алкогольной продукции, составленном РАР, на 1 февраля 2014 года числится такое количество винодельческой продукции, что этому могут позавидовать Франция, Италия и Испания вместе взятые: 22 687 наименований вина, 1583 наименования игристых вин, 875 — шампанских.
В этом изобилии необходим ориентир. Таким ориентиром для потребителя как раз может стать минимальная розничная цена. «Например, водка — простой продукт, водка бывает либо хорошая, либо очень хорошая, независимо от цены. А чтобы правильно выбрать вино, надо внимательно прочитать этикетку, выяснить, кто производитель, сравнить цены», — размышляет Попович.
По его мнению, бутылка игристого (шампанского), распитие которой не повлечет расстройство желудка, должна стоить в рознице не менее 153 руб. Все, что ниже этой цены, не может отвечать минимальным требованиям по качеству. «Если не хватает денег на шампанское — покупайте пиво. Жестко? Но зачем обманывать себя и употреблять «шмурдяк» под видом благородного напитка», — возмущается Попович.
Кроме введения минимальной розничной цены необходимо узаконить и в последующем ежегодно пересматривать минимальную отпускную цену завода. Сейчас она не может быть ниже 100 руб. за бутылку, считает Попович.
В правительстве нет единого мнения по поводу целесообразности введения МРЦ на игристые вина. Например, Минэкономразвития против этой новации (это министерство проводит оценку последствий принятия регулирующих документов всех министерств и ведомств). В Минэкономразвития «Газете.Ru» пояснили, что предложение отраслевого союза и РАР о «минималке» приведет всего лишь к выравниванию цен. Нелегальная фальсифицированная продукция сравняется с легальной из низшего ценового сегмента. То есть фальсификат не станет качественным продуктом, но цена его автоматически возрастет.
«Представляется, что для достижения заявленных целей (борьба с фальсификатом. — «Газета.Ru») необходимо усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Согласно действующему законодательству, Росалкогольрегулирование владеет достаточным инструментарием для этого», — сообщили в Минэкономразвития.
Кроме того, необходимо усиливать разъяснительную работу «в СМИ, в сети «Интернет», в местах розничной продажи алкогольной продукции особенно в период повышенного спроса на такую продукцию — с декабря по март».
Минэкономразвития напомнило, что в начале этого года правительством было принято решение о нецелесообразности установления РАР минимальных цен на внутреннем рынке на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, а также на сидр, пуаре и медовуху. Нет смысла вводить МРЦ и на игристые и тихие вина, дало понять министерство.
Между тем в Росалкогольрегулировании утверждают, что процесс введения минимальной цены уже запущен. Еще в прошлом году аппарат правительства поручил РАР подготовить проект постановления о том, чтобы под госрегулирование попали игристые и тихие вина (сейчас регулируется только минимальная цена на водку). Когда игристые вина попадут в перечень регулируемых, можно будет устанавливать минимальную цену. Для этого необходимо внести поправки в утвержденный правительством перечень продукции, товаров народного потребления и услуг, на которые распространяется госрегулирование. РАР подготовило проект такого постановления правительства, документ находится на согласовании в Минюсте.
Идея введения минимальных цен на алкоголь заимствована в Европе. В 2012 году премьер Великобритании Дэвид Камерон объявил о госрегулировании в Англии и Уэльсе, напоминает Элеонора Скоулз, издатель винного портала spaziovino.com. «Мотивы были социальными: борьба с чрезмерным употреблением алкоголя, защита здоровья нации. В июле прошлого года правительство отказалось от этого плана, не увидев достаточных доказательств эффективности этого метода против злоупотребляющих алкоголем и не получив подтверждения, что не пострадают люди с умеренными привычками», — говорит Скоулз, добавляя, что в Шотландии система минимальных цен тем не менее действует.
Но в Англии теперь вводятся «минимальные пороговые цены» для розничных продаж, исходя из налога на алкоголь и НДС. Эта мера против супермаркетов, которые продают алкогольные напитки по себестоимости и ниже для привлечения покупателей. В Великобритании поддельный алкоголь тоже является проблемой и обходится британской экономике порядка £1 млрд, но борются с ним другими способами, например, отзывом лицензий у розничных точек.
В странах с развитой винной индустрией проблема подделок не так остра. Там перепроизводство вина, и по этой причине нет смысла подделывать вино, используя невиноградное сырье.
К тому же во Франции, Испании, Италии давно установлен жесткий контроль за происхождением и производством вина. Ежегодно декларируется площадь виноградников, урожай, объемы производства.
«В России не хватает своего винограда, отечественный рынок зависит от импорта. Пока в России не будет достаточно своих виноградников, своего урожая, а также реально действующих контролирующих систем, аналогично тем, что работают в Европе, и ответственности ритейлеров за выставляемое на полки вино, винный контрафакт в России будет процветать», — считает Скоулз.