Несмотря на вчерашние заявления гендиректора АСИ Андрея Никитина и Владимира Путина о том, что к бизнесу в Крыму все — и российская таможня, и налоговые органы — относятся «открыто и дружелюбно», с присоединением полуострова к России ведение своего дела в Крыму стало ненамного проще. Ранее крымские виноградари и виноделы сталкивались с проблемой недостаточного субсидирования, финансирования отрасли. Сейчас же для производителей идет достаточно сложный период адаптации к новым условиям, которые устанавливают российские регуляторы, утверждают эксперты.
«Невозможно при смене государства в течение одной минуты переделать все документы и товары под новую систему, — поясняет «Газете.Ru» президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Реализация алкоголя в России сложна документально».
Им необходимы новая лицензия, документация, система контроля алкогольной продукции, которые требует Росалкогольрегулирование, рассказывает эксперт. И хотя для крымчан действует переходный период подстраивания под новые условия работы, который продлит до 1 января 2015 года, до установки облегченной системы ЕГАИС они не смогут, к примеру, поставлять свой товар в российские магазины.
Упрощенный вид ЕГАИС для крымчан состоит в отсутствии необходимости включать счетчики в работу на всех этапах производства, сейчас нужен только принтер и российские марки для помещения их на уже готовую продукцию, но до 2015 года необходимо будет поставить все остальное нужное оборудование.
Российская винодельческая отрасль рассчитывает, что присоединение Крыма, давнего винодельческого региона, и, соответственно, увеличение количества виноделов может решить старые проблемы отрасли. Например, способствовать принятию закона «О винограде и вине», который позволит виноделам, делающим вино из собственного винограда, получать льготы и преференции от государства, а также изменить систему контроля продукции.
«Вопрос Крыма важен с точки зрения развития всей винодельческой отрасли РФ, — отмечает уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. — Поэтому нам хотелось бы, чтобы решение вопросов было не в пожарном порядке и все-таки изменило в лучшую сторону ситуацию на рынке».
Тем не менее поддерживаться будут не все инициативы крымских производителей. Например, Титова удивило предложение винодельческого комбината «Массандра». Предприятие рассчитывает на внесение изменений в российское законодательство в связи со своей технологией производства крепленых вин.
Как рассказал источник «Газеты.Ru» в ВК «Массандра», комбинату затруднительно подстроиться под российское законодательство ввиду очень большой разницы между техническими требованиями двух стран. На Украине существует понятие «крепленое марочное вино», поясняет источник, а в российском законодательстве такого понятия нет.
«Либо мы должны подстраиваться под российский закон, либо Россия должна как-то учитывать специфику нашего предприятия», — отмечает собеседник.
По мнению Титова, чей сын является председателем совета директоров «Абрау-Дюрсо», скорее всего, именно «Массандре» придется подстраиваться под российское законодательство. Это связано с технологией крепления вина, в которой используется зерновой, как у крымского предприятия, а не виноградный спирт.
Неготовность вносить правки в технологические стандарты косвенно может быть связана с потенциальной конкуренцией «Абрау-Дюрсо» и «Массандры», а также других российских и крымских винодельческих предприятий.
Крупнейшая российская винодельческая компания «Абрау-Дюрсо» отгрузила в 2013 году 23,5 млн бутылок. Объемы производства «Массандры», самого большого предприятия пищевой промышленности Крыма, в 2013 году составили 10 млн бутылок.
Российский производитель отрицает возможную конкуренцию с крымским виноделом. «Мы выпускаем игристые вина, «Массандра» в основном — специальные. У шампанского одна ситуация потребления, у крепленых вин — другая. Даже аудитории у нас немного разные. Мы коллеги, а не конкуренты. Вопрос о конкуренции крымских предприятий и российских даже не стоит, так как всю жизнь наши виноделы работали рука об руку и тесно взаимодействовали по внутриотраслевым вопросам», — говорит представитель «Абрау-Дюрсо».
Впрочем спрос на вино в России ограничен, к тому же украинский рынок для производителей из Крыма потерян, поэтому, несомненно, стоит ожидать ужесточения конкуренции между виноделами.
«Для нас практически полностью закрылся украинский рынок, на котором мы традиционно работали и на который делали упор», — рассказал «Газете.Ru» исполнительный директор ГП «Севастопольский винодельческий завод» Александр Жежель. По его словам, рынок крымских производителей сократился с 46 млн человек, жителей Украины, в целом до 2 млн потенциальных потребителей-крымчан.
Тем не менее с тем, что крымские и российские вина будут конкурировать между собой, не согласны в Союзе российских виноградарей и виноделов. «Конкуренция между собой, конечно, будет, это всегда неизбежно, но я думаю, что сейчас основная задача — увеличить долю российской винной продукции на рынке в целом», — утверждает Попович. Он полагает, что крымчане помогут российским производителям выдавить дальний импорт, заменяя его отечественными винами.
По словам Титова, крымские виноделы пока не будут серьезными конкурентами российским производителям, что связано со слабым техническим оснащением. «Крымскому виноделию есть еще куда развиваться даже по сравнению с российскими винами, им предстоит еще очень много сделать», — рассказывал омбудсмен на пресс-конференциях по проблемам Крыма.
Однако не все согласны отцом председателя совета директоров «Абрау-Дюрсо». В перспективе у крымских вин есть большой потенциал, утверждают эксперты.
«На данный момент средний уровень качества вина Краснодарского края выше среднего уровня вина Крыма, поскольку в Крыму довольно много продукции невысокого качества, что было связано с большим потоком туристов», — рассказывает президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик. Тем не менее, по его словам, у крымского виноделия есть значительные шансы развиться. «В Крыму есть уникальный климат и большое разнообразие почв, на полуострове много терруаров (совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности. — «Газета.Ru»). На полуострове можно делать великие вина, и затраты будут меньше, чем в Краснодарском крае».
Также, полагает эксперт, российский рынок может потребить практически все, что производится в Крыму:
«Крымское виноделие куда более очевидный бренд для российского потребителя, чем, скажем, большинство новых виноделов Анапской долины (исключая «Абрау-Дюрсо» и еще пару хозяйств) или долины Дона. Тем приходится работать с чистого листа и в менее подходящих для выращивания технических сортов винограда климатических условиях».
К тому же, как отмечают крымские виноделы, техническое оснащение не имеет непосредственного отношения к качеству самого продукта.
Как поясняет Жежель, крымских производителей ждут мероприятия, не влияющие на качества вина, — побелка и покраска помещений, установка счетчиков и т.д. «Есть, например, отдельные требования к складам готовой продукции: в них огромное количество нюансов, от высоты проемов дверей и освещенности до высоты палет, грузовых поддонов. Предстоит огромное количество работы», — поясняет он.
«Мы не сторонники субсидий, мы предприниматели. Замечательно, если будут какие-то программы кредитования, но не нужно никаких специальных условий или привилегий. Мы готовы работать в рыночных условиях и бороться за свое место на рынке, у нас нормальный, конкурентоспособный продукт, — заключили на Севастопольском винзаводе. — Единственное, если законодательство меняться не будет, хотелось бы более длительный переходный период, учитывая различные требования к производствам. А так, дальше уже рынок рассудит».