ВВП России в 2014 году упадет на 1,8%. Таков вариант нового прогноза Всемирного банка (ВБ).
Это произойдет, если последует дальнейшая эскалация русско-украинского конфликта. В этом случае «может повыситься неопределенность вокруг политических и экономических санкций со стороны Запада, а также ответных санкций со стороны России. Это может еще больше ухудшить предпринимательские и потребительские настроения и повысить волатильность на рынках, что негативно скажется на состоянии внутреннего спроса и перспективах роста», говорится в докладе №31 за март 2014 года.
Если внешнеполитические проблемы разрешатся быстро, рост в 2014 году еще сохранится. Правда, от затяжной стагнации это все равно не убережет.
«Сценарий с низким уровнем риска предполагает, что воздействие крымского кризиса будет ограниченным и кратковременным; при этом прогнозируется замедление экономического роста до 1,1% в 2014 году и небольшое ускорение до 1,3% в 2015 году», — указывает ВБ.
Но «в рамках сценария с высоким уровнем риска предполагается, что экономическая и инвестиционная активность испытает более серьезный шок вследствие крымского кризиса, что приведет к сокращению реального ВВП на 1,8% в 2014 году».
Определяющими здесь станут второй раунд гораздо более жестких санкций ряда стран ЕС и АТЭС, понижение суверенных кредитных рейтингов РФ «большой тройкой» и бегство капитала, которое по итогам 2014 года может превысить $150 млрд, считает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. Для сравнения: за весь прошлый год «убежало» $62,7 млрд. В таком случае экономику России ждет рецессия в 2014-м и, возможно, 2015 году.
Инерционный, «стагнационный» сценарий все же более вероятен. «Если украинский конфликт будет развиваться по «грузинскому» сценарию, то, несмотря на высокую напряженность в самом начале, он фактически сойдет на нет уже к концу 2014 года за счет дипломатических усилий с обеих сторон, — считает Нигматуллин. — Подобный сценарий предполагает рост российской экономики в 2014 году на 1,9–2%, что существенно выше нового базового прогноза Всемирного банка по темпам роста ВВП России на 1,1%».
Впрочем, если бы судьба экономики России серьезно зависела от искусства дипломатов, в этом для нее был бы шанс. Но это не так, проблема глубже. По большому счету не много смысла рассуждать о том, какой из двух сценариев ВБ реализуется. «Важно понимать, что
вне зависимости от внешнеполитической ситуации тренд на замедление, ухудшение темпов роста наметился уже давно, а с середины прошлого года это стало очевидно,
— указывает аналитик Альфа-банка по макроэкономике Дмитрий Долгин. — Это внутренние, структурные проблемы российской экономики: достаточно высокая загрузка мощностей, ограничения по трудовым ресурсам, по качеству инвестиций. И все это ограничивает потенциальные темпы роста России на уровне 1,5–2% в лучшем случае».
«У нас пока прогноз на этот год — рост на 1%, и, судя по всему, и официальные прогнозы будут скорректированы в меньшую сторону», — отмечает Долгин. Впрочем, и этот прогноз может быть понижен, не исключает он. «Январь и февраль разочаровали в плане темпов роста, за два месяца рост был на 0,2%, а наш годовой прогноз строился исходя из того, что в первом квартале будет рост на 1,8%. Понятно, что будет сложно уложиться в этот прогноз, и, конечно, есть риски понижения», — поясняет экономист.
В этой ситуации споры о десятых теряют принципиальность.
«По большому счету что +1%, что -1% — это фундаментально картины не меняет: фактически речь идет о стагнации и о темпах роста, которые значительно хуже, чем Россия показывала до кризиса, и это одно из самых резких замедлений среди развивающихся экономик после кризиса», — отмечает Долгин.
В очередной раз говорится о том, что экономика России нуждается в коренных, структурных реформах. Только это может выйти из стагнации и не впасть в рецессию. Вывод ВБ: последнее политическое обострение снимет даже сам этот вопрос с повестки дня. «Независимо от того, как будет развиваться крымский кризис, существует риск того, что российское правительство будет вынуждено для поддержания макроэкономической стабильности вернуться к антикризисному режиму, параметры которого будут зависеть от конкретного сценария развития событий. Вполне вероятно, что
выбор в экономической стратегии будет сделан в пользу управления краткосрочными проблемами, а среднесрочная программа структурных реформ так и останется на втором плане», — указывают эксперты организации.
Таким образом, «перезагрузка» экономики России снова будет отложена, и ожидать ее серьезного роста в ближайшие годы можно с теми же шансами, что и победы сборной России по футболу на чемпионате мира.
Как-то компенсировать нежелание политиков менять старую модель экономики может лишь восстановление потребительского спроса и инвестиционного процесса, а это упирается в вопрос доверия. «Долгосрочный прогноз для России будет зависеть от устойчивых положительных изменений в уровне уверенности инвесторов и потребителей», — заключают эксперты Всемирного банка.