Нынешний туристический сезон для вошедшего в состав России Крыма будет сложным. Основная масса туристов приезжали в Крым по железной дороге и порядка трети — автобусами. Отдыхать на полуостров активно ездили не только россияне, но и белорусы. «В этом сезоне передвигаться по Украине на автобусах с российскими и белорусскими номерами как минимум небезопасно. Проблемы могут возникнуть и с проездом в поездах», — рассказал «Газете.Ru» зампред комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма законодательного собрания Краснодарского края, депутат от «Единой России» Андрей Булдин. «Ожидается, что будет снижение турпотока в Крыму. Нужно будет даже помочь наполнить поток россиянами», — продолжает собеседник.
В этот сезон Крым ждет сложная переходная ситуация, соглашается проректор Российского государственного университета туризма и сервиса Юрий Копылов.
«Основное число туристов на курортах полуострова собственно граждане Украины.
Россияне составляли существенный объем рынка, но не были превалирующим фактором. Если Украина введет достаточно жесткие правила пересечения границы, для россиян останется единственный транспортный рычаг — авиасообщение», — рассуждает эксперт.
Сегментом наполнения рынка могут стать социальные путевки — направления по линии профсоюзов и детский оздоровительный отдых. Но даже при бюджетной поддержке авиакомпаний «при всех усилиях со стороны государства в этом сезоне будет сложно восстановить количество туристов в Крыму», считает Копылов.
После строительства железнодорожного и автомобильного мостов турпоток в Крым восстановится, но теперь россияне будут ехать туда через Краснодарский край, а не Украину.
Тем не менее на полуострове придется активно развивать туристическую инфраструктуру. «В 2013 году Краснодарский край принял порядка 11–12 млн туристов, в Крыму было 5,5–6 млн, — отметил кубанский депутат. — Загрузка средств размещения и у них, и у нас близится к 100%. И если в Сочи благодаря Олимпиаде появились новые гостиницы, то в Крыму ничего нового не построено, больше 6 млн там принять просто не смогут». Поэтому в краткосрочной перспективе Кубань даже выиграет от включения Крыма в состав России.
С этими положениями согласна и представитель краснодарской турфирмы «Эос» Алена Татаринова: открытие границы с Крымом практически не отразится на количестве отдыхающих. «Как и раньше туда ездили, так и продолжат ездить. Новых туристов в этом курортном сезоне будет не так много, потому что ситуация там пока непонятная. А вот на будущие сезоны интерес появится. Но это при условии, что там разовьется инфраструктура и сервис», — говорит Татаринова. Качественных мест размещения в Крыму сегодня практически нет, в основном советский фонд и частные гостиницы, продолжает она.
В отличие от того же Краснодарского края в инфраструктуру Крыма, в том числе курортную, за последние годы не было значительных вливаний, поэтому отдых там держится на советском наследии и небольших частных гостиницах, которые не способны перетянуть на себя значительную долю туристов.
Впрочем, полуострову готовы помочь с туристической инфраструктурой.
Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что ряд бизнесменов, в их числе Руслан Байсаров (его проект оценивается в 12 млрд руб.),
согласны инвестировать в курортную отрасль полуострова, а Министерство культуры заявило о готовности выделить до 200 млн руб. на детский отдых в Крыму. Всего же российские инвесторы могут вложить, главным образом в туризм, порядка $5 млрд.
Не останется в стороне и государство, которое займется как раз инфраструктурой и социальной сферой, проблемы с которыми останавливали российских курортников. Только на дороги, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев, потребуется не менее $10 млрд.
Включение Крыма в состав России поможет Краснодарскому краю решить курортные проблемы — лоббировать их перед федеральным центром будут сразу два региона.
«В этой сфере и преимущества, и сложности у нас общие. Когда общался с крымскими коллегами, понимали друг друга с полуслова», — признался Андрей Булдин. Например, речь шла о наполнении гостиниц в межсезонье, большом количестве мини-гостиниц, почти не платящих налогов, но создающих нагрузку на инфраструктуру и социальную сферу.
Гендиректор краснодарской туристической фирмы «Селена» Ирина Винницкая рассказала «Газете.Ru», что включение Крыма в состав России позволит туристам приезжать туда с большим комфортом — не нужно тратить, порой до нескольких часов, в ожидании пограничного досмотра. «При этом не думаю, что наше побережье будет как-то ущемлено. Вероятно, произойдет даже всплеск по всем направлениям — и Краснодарский край, и Крым, и Абхазия, так как люди будут понимать: все побережье наше», — считает руководитель фирмы. Присоединение Крыма также положительно скажется на инфраструктуре полуострова, «новый облик приобретут гостиницы».
Впрочем, видимо, объединение двух российских регионов затянется.
«Так просто мосты между Кубанью и Крымом не построить — на нашем берегу не скальные, а наносные породы. Проще говоря, песок, ил, ракушка, поэтому строительство столкнется с техническими сложностями. Если их попытаются преодолеть наиболее простыми и дешевыми решениями, не отведут время на поиск альтернатив, Керченский пролив подвергнут совершенно дикому антропогенному воздействию», — рассказал «Газете.Ru» представитель «Экологической вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко.
Впрочем, даже с самого начала часть потока переориентируется с Кубани в Крым, полагает президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный: «Часть отдыхающих, намеревавшихся приехать на побережье Краснодарского края, переориентируются на Крым. Это обусловлено не только чувством патриотизма, но и банального любопытства: посмотреть, что там делается. Политика федерального центра будет направлена на стимулирование отдыха и лечение в Крыму, поскольку подъем экономики нового субъекта становится в разряд важнейшей государственной задачи».
Однако о долгосрочной перспективе эксперты пока рассуждать не готовы.
При условии, если Крым сможет модернизировать свою туристическую инфраструктуру, а также будет создана прочная связь с другими российскими территориями, Краснодарский край может почувствовать еще более негативный эффект от снижения потока отдыхающих за счет переориентации их на полуостров.