Российско-украинские соглашения по газу, заключенные в Харькове в 2010 году, подлежат денонсации. Об этом заявил в пятницу премьер-министр России Дмитрий Медведев за заседании Совета безопасности.
Весной 2010 года российская и украинская стороны подписали в Харькове соглашение, по которому продлевается пребывание Черноморского флота России в Крыму после 2017 года на 25 лет с возможностью дальнейшего продления на пятилетние сроки по взаимному согласию сторон. По условиям этого соглашения Украина получила скидку на поставляемый газ в размере $100 за тысячу кубов.
По словам Медведева, у России возникает упущенная выгода в размере $11 млрд. «Считаю, что абсолютно правомерно поставить вопрос о возмещении этих средств из бюджета Украины, что можно сделать в судебном порядке, основываясь на нормах денонсируемого соглашения», — сказал премьер президенту России Владимиру Путину.
Осенью прошлого года Виктор Янукович, который на тот момент занимал пост президента Украины (и который как раз и подписывал Харьковское соглашение), говорил, что благодаря этому договору Украина, закупая российский газ, смогла сэкономить $12 млрд.
«Требование закономерное и вполне ожидаемое», — заявил «Газете.Ru» украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский.
Дело в том, что договор подразумевал продление срока пребывания Черноморского флота в акватории Крыма лишь с 2017 года (до этого времени действовал старый договор), а скидку Украина получила уже в 2010 году, то есть авансом. Все это время «Газпром» фактически дотировал «Нафтогаз Украины». Однако после того, как Крым перешел под юрисдикцию России, продление пребывания Черноморского флота потеряло смысл, а цена на газ уже четыре года как была снижена. То есть Россия предоставила льготу, не получив ничего взамен.
«Все это время речь шла не о действующей скидке, а о долге Украины. Неудивительно, что Москва решила этот долг потребовать», — говорит Землянский.
По словам главного экономиста российского отделения банка Deutsche UFG Ярослава Лисоволика, украинский бюджет не сможет выплатить требуемые $11 млрд. «Бюджет Украины дефицитен даже с учетом финансовой помощи Европы, — отмечает эксперт. — Дефицит составляет более 4%, около $7 млрд. Положение усугубляется экономическим спадом, который, по нашим оценкам, в этом году достигнет 5%». Единственный выход для Украины, по словам Лисоволика, — это добиться смягчения позиции России.
«Потребовать от Украины выплаты «харьковских» сумм можно будет только через международный суд, — комментирует политолог Дмитрий Орешкин. — А суд вряд ли будет рассматривать дело как спор хозяйствующих субъектов, скорее — как форму экономической экспансии и политического давления». А при таком повороте перспективы дела, по словам Орешкина, весьма неоднозначны.
Россия планомерно и последовательно предъявляет Украине все большие претензии по газу. Так, из-за существующих долгов «Нафтогаза» (около $1,8 млрд) «Газпром» намерен с апреля отменить скидку, предоставленную «Нафтогазом» в декабре прошлого года. Цена была снижена на треть, с $421 до $268,5, за 1 тысячу кубометров. По условиям соглашения, цену «Газпром» устанавливает ежеквартально. В начале марта Миллер заявил уже о том, что из-за непогашенной задолженности «Газпром» может вообще прекратить поставки газа на Украину.
Причем в случае денонсирования Харьковского соглашения автоматически будет отменена и скидка в $100. Таким образом, цена российского газа для Украины превысит $500 за 1 тыс. кубометров. А Украина оказалась неспособна платить и по цене в $268,5.
Кроме того, в любой момент «Газпром» может предъявить претензии по поводу недобора газа (на протяжении последних лет «Нафтогаз» закупал газа значительно меньше, чем оговорено по условиям «бери-или-плати»). Ранее «Газпром» заявлял, что готов подать в Стокгольмский арбитраж по этому поводу иск на $10 млрд. Представитель «Газпрома» в пятницу был недоступен для комментариев.
По мнению профессора Высшей школы экономики, политолога Николая Петрова, требование о возврате $11 млрд — это ответ России на заявление Украины о том, что она имеет право на 16,37% активов бывшего СССР. Об этом заявил во вторник директор департамента информационной политики украинского МИДа Евгений Перебийнис. По его словам, «это и недвижимость, и активы золотовалютного запаса, алмазного фонда, активы по долгам перед Советским Союзом других государств».
«Однако стратегическая цель Москвы — контроль над новым украинским правительством либо разделение Украины на Западную и Восточную и получение контроля над Восточной частью», — отмечает политолог.
Валентин Землянский полагает, что требование о денонсировании Харьковского договора — это лишь начало торга между Россией и Украиной. И предметом этого торга станут в первую очередь крымский «Черноморнефтегаз» и активы российских компаний на украинской территории.
После перехода Крыма под российскую юрисдикцию крымские власти заявили о национализации «Черноморнефтегаза», крупнейшего промышленного предприятия полуострова. В начале недели первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев заявил о том, что крымские власти уже получили от «Газпрома» предложения по поводу разработки месторождений нефти и газа в Крыму. «Нафтогаз Украины» в ответ потребовал, чтобы «Черноморнефтегаз» расплатился по кредитам, полученным в 2009–2012 годах. Сумма претензий составляет $1,2 млрд. А на национализацию крымских компаний в целом власти Украины отреагировали угрозой национализировать активы российских компаний на Украине.
«Заявление о денонсировании Харьковского договора — начало торга. Вполне вероятно, что «Газпром» предъявит и претензии за недобор», — говорит Землянский.